Дрейф школы куда?
В городе Златоусте едва не возбудили уголовное дело в отношении учительницы начальных классов. В чём она провинилась? Произнести страшно. Уведите малолетних и слабонервных. Увели? Тогда скажу. Она заставляла детей… нет, не могу, страшно произнести! – учить стихи наизусть. Каждый день. Мало того. Она необоснованно усложняла учебную программу, т.е. старалась научить детей большему, чем полагается! Представляете?
Прокуратура устроила проверку. И страшные факты подтвердились: и стихи учить заставляла, и дополнительные задания давала, и после занятий оставляла тех, кто не усвоил материал на уроках. Мало того: отметки ставила, что, оказывается, запрещено приказом Минобрнауки России. Короче говоря, учительница из Златоуста "не соблюдала этические нормы поведения, оказывала на учеников психологическое воздействие".
Этот трагикомический случай – малая модель нашей большой педагогики. Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ни в коем случае, он не должен заподозрить, что он в чём-то не совсем хорош, и надо бы подтянуться. И ещё ни в коем случае нельзя никого ни с кем сравнивать: все хороши по-своему.
Отсюда – отмена оценок в начальных классах: они всегда сравнение и источник дискомфорта. Вообще-то дети любят получать оценки. Одна первоклассница, учившаяся с моей дочкой, даже сочинила стишок, в котором были такие слова: «Очень любят детки получать отметки». Они, в самом деле, их получали в обход административного запрета – в виде вырезанных из бархатной бумаги цифр. Но то была педагогическая партизанщина старой учительницы.
По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы «позитив», поднимать самооценку и ни в коем случае не «грузить». Ничем. В первую очередь, заучиванием наизусть. В передовых странах заучивание наизусть, что считалось основой образования с седой древности, было отменено ещё годах в 70-х ХХ века. Об этом мне рассказывали итальянцы в далёкие 80-е годы. Рассказывали и диву давались: почему не учат наизусть классические тексты – ведь это так красиво и развивает память? Наверное, хозяева жизни озаботились, что школота загрузит поэтической чепухой те ограниченные мозговые мощности, которые гораздо полезнее заполнить известиями о новых сортах айфонов или подробностях тарифных планов. Вот что подлинно нужно современному человеку, а все эти «Не образумлюсь, виноват…» — какой от них толк!
Сегодняшняя школа неуклонно дрейфует к роли детсада для подростков, площадки молодняка, места социализации, но никак не учреждения образования. На это в массовой школе, похоже, и не рассчитывают. Более того, наказывают чересчур ретивых педагогов, которые этого не понимают и пытаются, как учительница из Златоуста, учить первоклассников учиться.
Параллельно формируется иная школа – элитная, престижная. Моя сотрудница рассказывала, как она «поступала» туда внучку. Только для того, чтобы попасть – внимание! – на подготовительные курсы для подготовки в первый класс, шестилетней девочке держали… двух репетиторов. Есть ли в этих элитных школах что-то кроме престижа – не знаю. Но что у нас активно формируется «школа двух коридоров» — для народа и для высших – это факт. И что школа для народа обучать намерения не имеет – тоже факт. Златоустинская учительница с этим фактом не согласилась и чуть не присела на три года.
http://domestic-lynx.livejournal.com/163234.html