Сейчас, наверное, один из признаков нового явления — отсутствие нормальных статей в википедии. Если посмотреть статьи "Эскейп-рум" и Escape room, то ясно видно, что это направление имеет большой потенциал для популяризации. Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ об этом жанре и немного впечатлений (без спойлеров) от посещения уфимского квеста "Западня Говарда".
Построение геймплея вокруг задачи "выбраться из запертой комнаты" воплощалось в различных вариантах. Одной из первых, наверное, стала текстовая адвенчура Behind The Closed Doors 1988 года. С распространением технологии Flash появилась возможность достаточно просто создать небольшую игру, что привело к тому, что в 2001 году появилась игра MOTAS (она до сих пор живая, можно поиграть, пройдя по ссылке), а в 2004 году вышла игра, ставшая в каком-то смысле каноничным представителем жанра — Crimson Room (в неё можно поиграть, но нельзя пройти — для прохождения нужен код с сайта разработчика, который уже не работает). Если кому интересно — есть сайт с большой подборкой игр этого типа.
Спустя несколько лет появилось ответвление жанра — задача "выбраться из реальной комнаты". Первой игрой такого типа называют Original Piece 2006 года, которую придумали в Силиконовой долине. В 2007-2008 японец Такао Като придумал Real Escape Game, которая широко разошлась по Азии — Японии, Китаю, Тайваню, Сингапуру. Ну а в последние годы игры стали активно распространяться по России. Про технические аспекты реализации игр писали на Хабре, естьобзорная публикация, но она, к сожалению, погребена в хабе "Я пиарюсь" и не находится даже поиском по сайту.
Создается впечатление, что Азия сохраняет лидерство в распространенности этого жанра — там даже снимали реалити-шоу. А если вы хорошо понимаете английский, можно посмотреть забавную психологическую классификацию игроков, которую уже успели сделать:
Концепция эскейп-рума базируется следующих идеях:
Комната, в которой происходит действие, оформлена в соответствие с сюжетом и создает атмосферу погружения в квест.
Достоинства:
Недостатки:
На новогодних выходных решили мы с женой сходить на квест "Западня Говарда". По сюжету, Говард Воловитц упустил в открытый космос ключ от шлюзового отсека. Дублирующая аппаратура находится в его лаборатории на Земле, и игроки исполняют роль друзей незадачливого астронавта, судорожно ищущих ключ, которым можно разблокировать шлюз и спасти Говарда.
Наверное, карта звездного неба стала последней каплей для решения "хочу попробовать!"
Будучи более упоротым гиком, чем создатели игры, я потратил пару минут на размышления "зачем формула притяжения двух тел иллюстрирует полёт ракеты? Где закон сохранения импульса или формула Циолковского?"
Экран внизу построен по мегапопулярной хабрапубликации. Что любопытно, он работает заметно хуже того, что публикация обещает
Лично мне понравилось отсутствие замков в классическом понимании — сплошные сервоприводы, контакты и сенсоры, реагирующие на различные диапазоны излучения
Мы не спасли Говарда (наверное, ему стоило воспользоваться российским модулем "Пирс" вместо американского "Квеста", по опыту "Гравитации" с попаданием внутрь МКС через него проблем ни у кого не возникает), но открыли для себя новый интересный жанр игр и получили вполне подходящее количество приятных эмоций.
Для меня было большим удивлением узнать, что в Уфе есть уже больше десятка эскейп-румов. Логично предположить, что в других городах-миллионниках есть примерно такое же количество, а в МСК и СПБ, наверняка, десятка три.
Простейший поиск в интернете подтверждает это — находится множество атмосферных фотографий:
Предлагаю в комментариях делиться своим опытом, обязательно с указанием города, чтобы ваши земляки смогли узнать о интересных квестах.