Советская площадь превратится в гараж?
Проект многоэтажной автостоянки дошёл до госэкпертизы, миновав публичные слушания
Управления капитального строительства администрации Уфы намечается расположить на Советской площади столицы республики гарж.
Заместитель председателя Госстроя РБ — главный архитектор Башкортостана Ильдар Ягудин в полном недоумении листает альбом и искренне признается:
— Как мог этот проект, минуя обязательные по Градостроительному кодексу процедуры, дойти до госэкспертизы, мне не совсем понятно. Его представили нам в Госстрой в прошлом году как один из вариантов решения транспортной проблемы на площади, но не как окончательный вариант. Я его вижу лишь как концепцию, а не как проект. Однако на заседании правления Союза архитекторов республики, который состоялся 3 марта, вдруг узнаю от коллег, что проект уже передан на гос-экпертизу.
— Если ему дадут положительную оценку специалисты госэкспертизы, то он получит статус документа и право на жизнь? — интересуюсь у главного архитектора региона.
— Да, при положительном заключении заказчик или подрядчик сможет получить разрешение на строительство, — объясняет Ягудин. — К сожалению, проект прошел мимо архитектурного сообщества: не рассматривался почему-то на Градостроительном совете при Главархитектуре Уфы, не проходил общественные слушания, да и специалисты министерства культуры остались в стороне. Последние в данном случае обязаны дать свое заключение, так как Советская площадь окружена памятниками культурного наследия и представляет собой сформировавшуюся историко-архитектурную среду. Многоярусная же стоянка уничтожит площадь. К этой территории надо относиться очень бережно. Об этом я, кстати, еще раз напомнил главному архитектору Уфы Ильдару Фанисовичу Ибрагимову: работники Главархитектуры, будем говорить по-народному, «накосячили», а тень падает на всех архитекторов республики. Он пообещал ввести процесс согласования проекта в правовое русло.
«РБ» не раз в своих публикациях отмечала торопливость уфимской администрации в принятии градостроительных решений. Об этом свидетельствует хотя бы осуждаемая уфимцами практика точечной застройки, попытки застроить высотками живописную территорию вокруг Солдатского озера в детском парке имени И. Якутова, непродуманность в выборе трассы скоростного трамвая. В связи с этим вспоминаются проводимые в Уфе форумы урбанистики — Урбанбайрамы, которые проходят с помпой, с приглашением многочисленных иностранных специалистов. На одном из последних «байрамов» самой слабой стороной Уфы иностранцы признали отсутствие стратегического мышления применительно к градостроительной сфере. Может быть, в этом кроется причина того, что в Главархитектуре столицы стараются не выставлять на публичный обзор многие проекты.
Член правления Союза архитекторов РБ известный в республике зодчий Рудоль Авсахов, увидев проект многоярусного гаража, высказался довольно категорично:
— Это глупость. Если уж строить парковку, то надо строить под землей, не нанося ущерба площади.
Другой член правления заслуженный архитектор Башкортостана Мажида Батырова с сожалением рассказала, что в последние годы роль Градостроительного совета заметно снизилась. «Прежде, когда главным архитектором города был очень авторитетный специалист Фарид Измайлович Рехмуков, — вспомнила Батырова, — он специально усиливал состав совета, чтобы авторы проектов могли услышать конструктивные предложения своих коллег. В результате выигрывали все. А ныне окончательное решение, без участия совета, старается принимать главный архитектор, видимо, так удобно».
Директор Саморегулируемой организации архитекторов и проектировщиков РБ Сергей Харичков поддерживает коллег из правления творческого союза:
— Тот проект стоянки, который предлагается, полностью разрушит Советскую площадь: он не продуман, не вписывается в исторически сложившуюся среду. В администрации города действуют, мягко говоря, по принципу «видали вас» и будут делать так, как хотят. Роль Градостроительного совета, к сожалению, ни в каком законе не прописана, а общественные слушания по таким проектам должны быть.
Генеральный директор института «Архпроект», член правления Союза архитекторов РБ Андрей Давыденко высказался просто и понятно:
— Такой проект не должен быть реализован. Сегодня обидно слышать, что Градостроительный совет, который влиял и должен влиять на качество архитектурных решений, никто всерьез не воспринимает.
Кстати, амбициозное название мастерской, в стенах которой разрабатывался проект стоянки, — ООО «Главпроект», никому из вышеназванных уважаемых архитекторов не знакомо. Они не смогли назвать ни одной работы мастерской, реализованной где-либо в республике.
Согласно Градостроительному кодексу РФ, основной исходно-разрешительный документ — градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — готовится только при наличии утвержденного проекта планировки квартала. Такого проекта реконструкции или планировки исторического центра Уфы сегодня нет. Над ним, по несмелым признаниям некоторых чиновников, только-только идет работа.
А теперь в самый раз смахнуть пыль с Кодекса профессиональной этики российских архитекторов, подзабытого зодчими, и прочитать в пункте 2 простые и трогательные слова: «Архитекторы обязаны уважать систему ценностей, природного и культурного наследия общества, в котором они создают свои произведения, способствовать сохранению и приумножению культурных ценностей общества». Понимаю, сделать выбор между уважением вечных ценностей и гонораром не так просто. Но репутация того, кто умеет это делать, кратно возрастает.
Дружное осуждение архитекторами проекта стоянки — еще не окончательный приговор объекту. За судьбу площади надо побороться людям, не равнодушным к культурному наследию. Во всяком случае, главный архитектор Уфы Ильдар Ибрагимов, сославшись на занятость, отказался от встречи с журналистом «РБ», но зато пообещал главному архитектору республики Ильдару Ягудину вернуть проект стоянки для рассмотрения на Градостроительном совете.
Оригинал статьи: Газета Республика Башкортостан 11.03.16 (10:13)
http://resbash.ru/stat/2/8792
От себя добавлю ! Господа из ГО Уфы! Закнчивайте уродовать Столицу Башкирии ! Займитесь для начала хотябы ремонтом,качественным ремонтом дорог!