Как создавался музей современной скульптуры под открытым небом

Летний сад в Санкт-Петербурге, Музеон в Москве – в августе список грандиозных музейно-парковых комплексов страны пополнился еще одним. В сердце Уфы появилась аллея современной скульптуры Art Terria. 13 художников из 6 стран мира целый месяц и практически на глазах у горожан ваяли произведения искусства из легендарного мансуровского гранита инструментом, который доставила Кувалда.ру

 

Как это было

 

Конечно, продолжатели дела Родена и Донателло не сидели все 30 дней у прохожих на виду – им отвели специально подготовленную резиденцию, куда доставили гранитные блоки и электроинструмент.

 

 

Куратор проекта, уфимский скульптор Руслан Нигматуллин, говорит, что авторы работали над объектами самостоятельно, без помощи стажеров.

 

 

Чтобы понимать: исходный материал – это едва ли не самый прочный на земле мансуровский гранит, из которого обычно делают бордюр и который привезли художникам в виде глыб весом от 3,5 до 9 тонн – их куратор отбирал лично на месторождении, которое находится недалеко от его малой родины, села Учалы.

 

 

«Мы попали в высокий сезон, когда разработки на карьере ведутся чуть ли не круглосуточно, — рассказывает Руслан. – Но мы каким-то чудом вклинились в график и получили исходники вовремя».

 

 

Среди скульпторов, семеро из которых – иностранцы, двое – москвичи, один – из Санкт-Петербурга и трое – родом из Башкортостана, были не только мужчины с мощными руками, познавшими не один такой блок, но и хрупкие француженки Бландин Готье и Марика Лессиа (Дуэт Ange & Dam) – условия для всех были одинаковые.

 

 

На подмогу подоспел электронструмент, который за этот месяц натерпелся порядочно.

 

 

«Болгарки все живы, я лично отвозила их на гарантийный ремонт. У одних редуктор накрылся, куда-то пыль попала, но они выдержали. А вот расходники не дошли до финала, но то нормально», — директор галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина с азартом рассказывает о процессе, который она наблюдала воочию.

 

 

Параллельная программа

 

Больше месяца, что шла подготовка скульптур, в выставочном пространстве в центре Уфы работала экспозиция – своего рода тизер аллеи Art Terria.

 

 

В «Мирас» выставили малые формы скульпторов.

 

 

Некоторые объекты были точной, но уменьшенной в десятки раз копией исполинов, которые уже громоздятся на пешеходном отрезке улицы Ленина.

 

 

Виолетта Ибатуллина, директор галереи «Мирас», о том, как отбирали скульпторов для проекта

 

 

«Для нас это первый грандиозный проект в области скульптуры, несмотря на то что галерея существует с 1994 года. Наверное, все началось, когда мы стали сотрудничать с Русланом Нигматуллиным. Одних авторов, которые приняли участие в симпозиуме, он знал лично, других – по их творчеству. Как бы то ни было, мы приглашали всех лично. Ценз был простым: готовность в короткие сроки поработать с гранитом.

 

 

«Мы удивились, когда такие фигуры в мире скульптуры отказывались от других предложений в пользу нашего. Думаю, дело в том, что мы дали им простор для творчества. Конечно, рамки у конкурса были, но тема позволяла реализовать в рамках концепции свое видение современной скульптуры и создать полноценное авторское высказывание. В итоге каждый художник предоставил нам по три эскиза. В составе десяти членов комиссии мы перебирали их, мысленно представляли, как они будут смотреться в композиции. Мы довольны своим выбором. Надеюсь, жители Уфы тоже»

 

 

Что получилось

 

Буквально за полчаса до официального открытия аллея заполнилась людьми:

 

 

официальными лицами, простыми горожанами, скульпторами, которые, казалось, ни на секунду не покидали каждый свое детище.

 

 

Фактически, итогом проекта стали 13 объектов – по количеству принявших в нем участие авторов.

 

 

Однако есть одна хитрость: те самые француженки из дуэта Ange & Dam создали парную композицию – подружили Европу и Азию, которые тем не менее стоят чуть поодаль друг от друга, но все же так близко.

 

 

Если делить все объекты на простое и сложное, получится примерно 50 на 50 – идеальное соотношение понятного и недосягаемого, которое заставляет задуматься.

 

 

Ольга Романова, заместитель заведующего отделом скульптуры ХХ века государственной Третьяковской галереи:

 

 

«Несмотря на то что это садово-парковая скульптура, есть смысл оценивать ее как предмет искусства. Оно – искусство – сегодня как раз и стремится выбраться за рамки музейных стен, чтобы стать ближе к людям.»

 

 

«Как правило, темы на подобных симпозиумах весьма общие, но это дает художникам обратиться к своим истокам. Здесь мы видим реминисценции на античную скульптуру, дуэт из Франции интерпретирует пра-скульптуру. Это не гребне современных тенденций в искусстве.»

 

 

«То же можно сказать и про «Утро» Руслана Нигматуллина. Конь как символ есть во множестве культур. В одних он несет позитивное, в других ассоциируется с апокалипсисом. Тема – вечна, и каждое поколение решает ее по-своему, исходя из культурных традиций и стиля конкретного художника».

 

 

Экскурсия по музею

 

«В будущее Мисака», Хитоши Танака, Япония

 

 

«Белая река», Фирдант Салиравия, Россия

 

 

«Инфинити», Содой Чой, Корея

 

 

«Похищение Европы», Николай Корлыханов, Россия

 

 

«Анаклия», Валериан Джикия, Грузия

 

 

«Галактика», Джон Гогаберишвили, Грузия

 

 

«Мера времени», Владимир Лобанов, Россия

 

 

«Мать и дитя», Тагир Субханкулов, Россия

 

 

«Утро», Руслан Нигматуллин, Россия

 

 

«Евразия», Фахраддин Рзаев, Россия

 

 

«Аполлон», Камен Танев, Болгария

 

29 августа 2016 Культура Среда обитания
Источник: http://valera-kuvalda.livejournal.com/613.html

Еще новости