Товарища Бекчинтаева привела ко мне домой angels_luseven со словами, что это модный современный художник из Вены, потом мы сколотили чгк-команду и стали регулярно общаться. В какой-то момент его мятежная душа стала тяготеть к ЖКХ-арту. Это такие пальмы из пластиковых бутылок, грибы из дырявых тазиков и пеньков и, конечно же, лебеди из шин.
Про них и пойдет речь. Айдар (так зовут герра Бекчинтаева) написал мне сообщение, что придумал крутую акцию, но для этого ему нужна моя помощь, моя машина и мой задний двор. Когда я читала это сообщение, в двух метрах от меня Леда Гарина читала лекцию о перформансах и уличном активизме, в душе моей горел революционный задор, и я сразу же согласилась.
Акт первый. Леда и лебедь.
Суть акции состояла в том, чтобы на время забрать шинного лебедя из любого двора, покрасить его в бронзовый цвет, поставить на пустующий постамент на улице Пушкина, пофоткать и вернуть обратно. Смыслы придумайте сами.
Вечером мы втроем отправились воровать лебедя. Мой молодой человек нервно курил. Идея просто спиздить лебедя ему сразу не понравилась.
— Почему он не вырежет его сам? — ворчал он по пути к месту преступления.
— Потому что это трудно, — отвечал Айдар. — Там внутри железные нити, они царапаются, нужно иметь специальный инструмент и работать на открытом воздухе, потому что будет вонять жженой резиной.
Вонять резиной у себя дома ему явно не хотелось. Мы приехали, я вырубила фары и открыла багажник. К моему удивлению, лебедя Айдар припер вместе с позитивным зелененьким постаментом из второй покрышки.
— Надо оставить записку, — сказал Веник, наша совесть. Он вырвал из блокнота листок и написал очень трогательное письмо отцам и матерям лебедя.
Через пару дней, когда Уфу перестало поливать дождями, Айдар покрыл лебедя бронзой.
— Не слишком похоже на говно? — спрашивал он меня.
Было темно. Мы решили посмотреть на свету, чтобы понять нужен второй слой бронзы или нет. На утро я взяла все-таки бронзового, а не коричневого лебедя и снова запихала его в багажник. Настала пятница, день его звездного триумфа.
В фильмах во время часа Х звучат фанфары, лица героев бывают преисполнены решимости. Олик svet0forma, Кристина criticessa и я с Айдаром робко мялись перед постаментом. Его успели обложить какими-то досками, смотрелось не торжественно.
Акт второй. Хор.
Мы поставили героя на возвышение и начали фоткаться. Никто не обращал на нас внимания. Затем часть народу ушла на чгк-тренировку, а другая на фем-сходку. По пути мы с Кристиной закинули фоточки в соцсети. Отклик оказался куда разнообразнее, чем мы могли предположить. Меня успели обвинить в том, что я публикую проплаченные посты в духе Варламова и везде вижу грязь. Кто-то откровенно недоумевал, что такая скульптура заняла место великого поэта. Кто-то говорил, что как мы можем поддерживать такую пошлость, а остальные искренне ржали.
Журналисты даже сделали из этого скромную новость.
http://mkset.ru/news/city/13-05-2017/v-u
Айдар был возмущен и даже написал ответ: "Так вот, "общественники", то есть я, безвкусицей считают попытки найти в любой активности в общественном пространстве какой-то протестный подтекст и диалог с администрацией. Лично мне наплевать на администрацию города, меня в последнее время интересует только скульптура и жэк-арт, как раз таки свободный от любого цензурирования и модерирования со стороны администраций.
Жэк-арт сам по себе — уникальное явление в российском искусстве со своими изобразительными традициями и канонами, заслуживающее внимательного изучения и мало кого оставляющее равнодушным. К нему можно относиться как с ненавистью, так и с восторгом, красота в глазах смотрящего, но визуальных образов сильнее на наших территориях найти не так уж и просто.
И целью акции было — обратить внимание на феномен этого народного творчества и на его неповторимую эстетику. Смысл был в том, чтобы приглядеться к этим шинным лебедям и научиться видеть их красоту, чтобы хоть ненадолго (лебедь не простоял и суток) поставить их вровень с монументальной скульптурой и городскими памятниками".
Акт третий. Пленен, но не сломлен.
Лебедь простоял на постаменте до обеда следующего дня. Потом исчез.
— Почему Айдар не отвечает за него? Мы же обещали его вернуть! — сердился Веник.
— Я прошелся по помойкам и не нашел его, — ответил Айдар и пошел играть кубок Иерусалима по ЧГК.
Пообещать и не сделать — гадко. На душе оставался осадок, который мы с девчонками пошли заедать в кафешку. Пока я ела тарт с яблоком и корицей, Веник, мой рыцарь и герой, нашел лебедя на заднем дворе Дома актера. Началась акция по спасению арт-объекта.
Вахтер говорила с нами, нахмурив брови. Она попросила показать паспорта, а потом все-таки смилостивилась и разрешила нам забрать пленника.
— Давайте я его обратно в оригинальные цвета выкрашу? — предложил современный художник. Ну как тут отказать? А это значит, нас ждет еще четвертый акт этой пьесы. Возвращение перелетного лебедя из арт-командировки!