С 4 по 20 февраля в галерее «Мирас» пройдёт выставка каллиграфии «Геометрия души» Айдара Гареева и Джамиля Ахметгалиева. Выставка пройдёт в рамках Международного художественного фестиваля «Искусство мира Ислама — 2016».
Каллиграфия — искусство письма — пришло к нам из глубокой древности. По сложности и важности своей оно приравнивалось к таким наукам, как математика и медицина, в западной и особенно в восточной истории. В наше время каллиграфия, так может показаться, утратила свою актуальность, ведь современные технологии могут воспроизвести любой почерк, любой стиль. Однако каллиграфическая вязь вырвалась за текстовые пределы и стала одним из центральных элементов современного изобразительного искусства Востока .
Убедительное тому доказательство — творчество наших художников Айдара Гареева и Джамиля Ахметгалиева. Посмотрим же, к каким тайнам приведет нас тропинка из затейливых знаков, ведь для непосвященного зрителя это редкое искусство представляет совершенно новое поле.
Первым профессиональным учителем Айдара на худграфе БГПУ был Талгат Масалимов, признанный знаток национальных традиций, ремесел и символов. Но будучи уже выпускником и уверенным живописцем и графиком, Айдар впервые взял в руки калем – тростниковое перо, традиционное для персидского почерка — хата (основных почерков девять ). Этот древний инструмент имеет сакральное значение. Он был индивидуален для каждого мастера. Даже затачивание его конца требовало особого мастерства и имело свои стандарты, по ширине волоса из гривы осла. «Почему дрожит и плачет калем — он боится сделать плохо человеку?». Специальные чернила и бумага оставались в секрете у настоящих мастеров.
Айдар продолжил учение в Иране, у известного мастера Али-Гаджи. Там он узнал и понял душой то, о чем писал в своем трактате кази-Ахмед : «Писаное слово — талисман, а сам процесс писания — магическое действо, связанное не только с умением и техникой мастера, но с его морально-нравственным обликом.» Художник должен быть чист морально и физически, каждой новой работе предшествует омовение и молитва.Овладение лишь одним почерком иногда занимало у мастера всю жизнь .Можно считать, что Айдар Гареев еще в процессе -он использует один из старинных куфических почерков — насталлик. Это персидский стиль, которому свойственно вертикальное расположение букв, большое количество лигатур, а также особая изысканная легкость письма, дающая ощущение движения, темпа. За свои каллиграммы Гареев был удостоен Диплома 2015 года от Ассоциации иранских каллиграфистов. Каждый стиль требует своих материалов и правил -некоторые декорировали внутреннее и внешнее пространства, начиная с первых памятников восточной архитектуры. Каллиграфические бордюры и орнаменты становились все более причудливыми и изощренными, но более строгое куфическое письмо применялось на бумаге для молитвенных фраз Корана — аятов. «Текст Бесмелла на письме можно варьировать бесконечно, в зависимости от твоего душевного состояния, времени природы и прочих явлений. Это познание себя в почерке, а через это — познание Бога», -говорит Айдар. Таким образом, в каллиграфии преследуются и религиозные и эстетические цели.
Джамиль Ахметгалеев — художник, близкий Айдару по духу и отношению к работе, но в то же время очень индивидуален.Он более склонен к импровизациям в плане сюжетов; характер его работ более светский. Фразы искусно зашифрованы в графических образах — он мастерски играет с материалом, превращая текст то в пламя ночного костра, то в тиснение на старой коже или гравюру на металле. В картинах зашифрованы женские имена, суры Корана и стихи Омара Хайама. В них зритель, даже не понимая текста, слышит звуки и призвуки различных инструментов, видит бегущих оленей и летящих журавлей — но всё подчинено идее картины. Поэтому Джамиль сопровождает их надписями на русском, открывая зрителю духовную мудрость Востока.
В современном мире с 20го века набирает популярность «каллиграффити» — его корни идут от мусульманского уличного искусства росписи стен, подхваченные западной молодежной культурой. В эпоху кризиса духовности, особенно среди юношества, каллиграфия стала неожиданной альтернативой дворовому вандализму. «Можно сказать, что она продолжает эволюцию и, не отрекаясь от канонов, тем не менее, их переступает, что отражает вызовы нового времени.» (Ю.Гришаева).Именно в диалоге между Западом и Востоком, между поколениями, между традициями и новационными тенденциями в искусстве каллиграфия сохраняет роль камертона. Прихотливый ритм движения узорной вязи, словно джинн, запечатанный в сосудах-картинах, призван нести духовность, красоту и, главное, мир в нашу жизнь. В этом сакральный смысл фразы «Калем острее сабли».