Моноколесо зимой

01.jpg

На территорию России пришла зима. Многие летние гаджеты уже лежат на полках, ожидая весны следующего года. Но иногда на улицах городов можно заметить утепленного, зашипованного и упорного велосипедиста. А кое-где можно увидеть и моноколесников (моноколесистов?). Каким бы парадоксальным это не казалось, эксплуатация моноколес зимой возможна, пусть и с некоторыми особенностями.

Батареи

Если посмотреть на технические спецификации литий-ионных аккумуляторов 18650 разных фирм, то у них обычно указано, что их допускается разряжать до температуры -20° Цельсия, а заряжать — не ниже 0° C. Проблема в том, что, как мы знаем, в моноколесах есть рекуперация, которая заряжает батареи при каждом торможении. Пластик корпуса достаточно хорошо проводит тепло, поэтому батареи будут охлаждаться несмотря на неизбежный нагрев при заряде/разряде. Остывание батарей хорошо заметно по уменьшению запаса хода осенью с понижением температуры. Самый простой путь — утеплить батареи. Вспененный полиэтилен сейчас выпускается в разных вариантах, наверное, самый доступный — это теплолента для окон. Она также удобна тем, что на одной поверхности есть слабый клей, благодаря которому лента лучше держится.

02.jpg
Мое колесо, два слоя теплоленты по бокам и один слой снизу

Я решил утеплить батареи, надеясь, что снег ляжет поздно, и еще долго можно будет ездить при околонулевой температуре. По закону подлости, когда я закончил работу и посмотрел в окно — там успел выпасть постоянный зимний снег. Впрочем, в тот день я смог неплохо поездить, потестировать поведение колеса, проехал, пусть и медленнее, примерно 12 километров, и остаток заряда в 72% был прямо по-летнему.
Кстати, есть определенный смысл, в том, чтобы иногда проводить техосмотр колеса — для меня было неприятным сюрпризом обнаружить перетершуюся изоляцию провода:

03.jpg

Теоретически, у такого способа есть опасность, что батареи будут перегреваться при зарядке колеса дома. Но зарядные устройства маломощные, обычно на 2 ампера. На форуме владельцев моноколес также пока не зафиксировано проблем из-за утепления батарей.

Есть более сложный способ — поставить на батарею нагревательный элемент с термостатом и нагревать, подключившись к батареям моноколеса или используя внешние. Но здесь, на мой взгляд, затраты труда растут непропорционально полученному эффекту.
 

Гидроизоляция

Снег, попавший в моноколесо, в тепле начинает таять, а вода — серьезная угроза для электрического агрегата. У разных моделей моноколес разная опасность попадания воды внутрь корпуса. В одной из самых неудачных, например, плата контроллера стоит на радиаторе, который смотрит в отсек колеса и часто бывает плохо закреплен. Снег или грязь в такой конструкции гораздо легче могут попасть внутрь корпуса, и оказаться совсем рядом с контроллером.

04.jpg
Высохший песок на плате контроллера

Очень полезно знать конструкцию и слабые места своего моноколеса. В закрытых моделях, например, снег может трамбоваться в колесном отсеке, и крайне желательно, попав в тепло, его оттуда вытряхивать. Известны истории выхода колес из строя из-за заливания контроллеров или даже мотор-колес (которые конструктивно не получится загерметизировать), так что остается только призывать к внимательности и осторожности.
 

Шиповка

Штатные покрышки моноколес предназначены для летней езды по городу, поэтому относятся к сликам или полусликам и не создавались для езды по льду. Поэтому при подготовке к зиме некоторые энтузиасты меняют покрышку на шипованную. Ситуация осложняется тем, что из-за редких диаметров готовые шипованные шины встречаются редко, вкручивающиеся шипы типа BestGrip хорошие, но дорогие (порядка 30 р штука), а шиповка саморезами требует защиты камеры от прокола этими же саморезами при, например, въезде на бордюр. Лайфхак — можно найти и поставить покрышку меньшего диаметра внутрь шипованной саморезами:

05.jpg

Также, у разных моноколес разные конструкция корпуса и запас места в колесном отсеке, и грунтозацепы или выступающие шипы могут просто не поместиться в корпус.
 

Поведение колеса

Система управления моноколеса постоянно пытается подъехать под райдера, поэтому моноколеса очень не любят буксовать. Увы, зимой ситуации для этого создаются гораздо чаще, чем летом. Впрочем, по отзывам пользователей, достаточно часто моноколесо ведет себя лучше, чем от него ожидают. У меня прекрасно получалось кататься по свежевыпавшему мокрому снегу, под которым был асфальт. Только при резких виражах чувствовалось, что сцепление с дорогой стало хуже. Зато когда спустя неделю снега нападало сильно больше, а температура поднялась выше нуля, то ездить толком не получалось — на участках снега с водой сцепление практически отсутствовало, и даже на утрамбованном снеге колесо довольно часто начинало буксовать. Попытки ездить выглядят весьма забавно:

Но есть гораздо более удачные примеры поездок


 

Заключение

В целом, зимой моноколесо вполне можно использовать, но на расстояния до примерно пяти километров или в прогулочных целях. Проехать на работу со скоростью общественного транспорта через весь город уже не получится, но вполне можно выбраться в парк на выходных или неспешно прокатиться по тем дорогам, которые не засыпало до полной непроходимости.

В публикации использовались фотографии и видео пользователей форума Электротранспорт.ру и стоп-кадр вот этого видео на YouTube

На территорию России пришла зима. Многие летние гаджеты уже лежат на полках, ожидая весны следующего года. Но иногда на улицах городов можно заметить утепленного, зашипованного и упорного велосипедиста. А кое-где можно увидеть и моноколесников (моноколесистов?). Каким бы парадоксальным это не казалось, эксплуатация моноколес зимой возможна, пусть и с некоторыми особенностями.

Батареи

Если посмотреть на технические спецификации литий-ионных аккумуляторов 18650 разных фирм, то у них обычно указано, что их допускается разряжать до температуры -20° Цельсия, а заряжать — не ниже 0° C. Проблема в том, что, как мы знаем, в моноколесах есть рекуперация, которая заряжает батареи при каждом торможении. Пластик корпуса достаточно хорошо проводит тепло, поэтому батареи будут охлаждаться несмотря на неизбежный нагрев при заряде/разряде. Остывание батарей хорошо заметно по уменьшению запаса хода осенью с понижением температуры. Самый простой путь — утеплить батареи. Вспененный полиэтилен сейчас выпускается в разных вариантах, наверное, самый доступный — это теплолента для окон. Она также удобна тем, что на одной поверхности есть слабый клей, благодаря которому лента лучше держится.

02.jpg
Мое колесо, два слоя теплоленты по бокам и один слой снизу

Я решил утеплить батареи, надеясь, что снег ляжет поздно, и еще долго можно будет ездить при околонулевой температуре. По закону подлости, когда я закончил работу и посмотрел в окно — там успел выпасть постоянный зимний снег. Впрочем, в тот день я смог неплохо поездить, потестировать поведение колеса, проехал, пусть и медленнее, примерно 12 километров, и остаток заряда в 72% был прямо по-летнему.
Кстати, есть определенный смысл, в том, чтобы иногда проводить техосмотр колеса — для меня было неприятным сюрпризом обнаружить перетершуюся изоляцию провода:

03.jpg

Теоретически, у такого способа есть опасность, что батареи будут перегреваться при зарядке колеса дома. Но зарядные устройства маломощные, обычно на 2 ампера. На форуме владельцев моноколес также пока не зафиксировано проблем из-за утепления батарей.

Есть более сложный способ — поставить на батарею нагревательный элемент с термостатом и нагревать, подключившись к батареям моноколеса или используя внешние. Но здесь, на мой взгляд, затраты труда растут непропорционально полученному эффекту.

Гидроизоляция

Снег, попавший в моноколесо, в тепле начинает таять, а вода — серьезная угроза для электрического агрегата. У разных моделей моноколес разная опасность попадания воды внутрь корпуса. В одной из самых неудачных, например, плата контроллера стоит на радиаторе, который смотрит в отсек колеса и часто бывает плохо закреплен. Снег или грязь в такой конструкции гораздо легче могут попасть внутрь корпуса, и оказаться совсем рядом с контроллером.

04.jpg
Высохший песок на плате контроллера

Очень полезно знать конструкцию и слабые места своего моноколеса. В закрытых моделях, например, снег может трамбоваться в колесном отсеке, и крайне желательно, попав в тепло, его оттуда вытряхивать. Известны истории выхода колес из строя из-за заливания контроллеров или даже мотор-колес (которые конструктивно не получится загерметизировать), так что остается только призывать к внимательности и осторожности.

Шиповка

Штатные покрышки моноколес предназначены для летней езды по городу, поэтому относятся к сликам или полусликам и не создавались для езды по льду. Поэтому при подготовке к зиме некоторые энтузиасты меняют покрышку на шипованную. Ситуация осложняется тем, что из-за редких диаметров готовые шипованные шины встречаются редко, вкручивающиеся шипы типа BestGrip хорошие, но дорогие (порядка 30 р штука), а шиповка саморезами требует защиты камеры от прокола этими же саморезами при, например, въезде на бордюр. Лайфхак — можно найти и поставить покрышку меньшего диаметра внутрь шипованной саморезами:

05.jpg

Также, у разных моноколес разные конструкция корпуса и запас места в колесном отсеке, и грунтозацепы или выступающие шипы могут просто не поместиться в корпус.

Поведение колеса

Система управления моноколеса постоянно пытается подъехать под райдера, поэтому моноколеса очень не любят буксовать. Увы, зимой ситуации для этого создаются гораздо чаще, чем летом. Впрочем, по отзывам пользователей, достаточно часто моноколесо ведет себя лучше, чем от него ожидают. У меня прекрасно получалось кататься по свежевыпавшему мокрому снегу, под которым был асфальт. Только при резких виражах чувствовалось, что сцепление с дорогой стало хуже. Зато когда спустя неделю снега нападало сильно больше, а температура поднялась выше нуля, то ездить толком не получалось — на участках снега с водой сцепление практически отсутствовало, и даже на утрамбованном снеге колесо довольно часто начинало буксовать. Попытки ездить выглядят весьма забавно:

Но есть гораздо более удачные примеры поездок

 

Заключение

В целом, зимой моноколесо вполне можно использовать, но на расстояния до примерно пяти километров или в прогулочных целях. Проехать на работу со скоростью общественного транспорта через весь город уже не получится, но вполне можно выбраться в парк на выходных или неспешно прокатиться по тем дорогам, которые не засыпало до полной непроходимости.

В публикации использовались фотографии и видео пользователей форума Электротранспорт.ру и стоп-кадр вот этого видео на YouTube

23 ноября 2016 Машина времени Транспорт
Источник: http://lozga.livejournal.com/130090.html

Еще новости