НЕМНОГО О ВСЕМИРНОМ КУРУЛТАЕ БАШКИР

 ВКБ

Всемирный Курултай башкир находится в кризисе. Из откровений человека, видимо, близкого к проблеме, мы узнаем, что в организации чуть ли не кадровый голод. В статье под громким названием «ДОСТОЙНЫЙ ПОСТУПОК ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА» приводится жесткая критика руководства данного объединения. Заметим, правда, что авторство статьи неизвестно, а аккаунт «В контакте», на который дана ссылка, явно для одноразового употребления. 

Тем не менее, статью неизвестного пользователя с сомнительного аккаунта перепечатывает довольно крупный сайт «Уфимское время ».

Так что вполне можно выдвинуть гипотезу о заказанности данного материала.

Вот что мы читаем: 

Удивительно, но на сегодняшний день возглавить самую большую и представительную башкирскую организацию «Всемирный курултай (конгресс) башкир», не желает ни один здравомыслящий человек. 
С приходом в 2006 году председателя ВКБ Азнабаева Румиля Талгатовича, начался закат этой некогда мощной организации. 
Потом было назначение Правительством РБ чиновника Азамата Галина и его предательство в 2010 году, бесславное правление Ильгиза Султанмуратова, тихое руководство Марселя Юсупова и наконец, вновь избрание Румиля Азнабаева, который к 2015 году превратил Всемирный курултай башкир в марионеточную труппу одного актера.
Никто не знает, кого готовит руководство республики на место потерявшего всякий стыд Азнабаева, сами же башкиры ищут достойного среди своей среды претендента. Вот только наиболее авторитетные в башкирской среде общественники, открещиваются от места председателя ВКБ как от проказы. По данным авторитетного источника, так недавно отказался от предложения возглавить пост председателя ВКБ уважаемый всеми Валиахметов Рим Марсович. Насколько же надо опустить авторитет крупнейшей башкирской организации, чтобы ни один честный человек не захотел стать там руководителем? 

На сайте националистического движения Кук буре эту статью поддержали, дополнив содержательными комментариями. 

«В социальных сетях разгорается дискуссия, связанная с созывом казенно-бюрократического IV Всемирного курултая. Есть разные точки зрения. Многие осуждают происходящее, кто-то предлагает провести выборы делегатов по-честному, избрав туда настоящих активистов и патриотов. Не получится. У нас ведь настоящих выборов-то нет, одно слово осталось — а за ним — ложь, возведенная на государственный уровень. Дискуссия — это хорошо, когда говорят все желающие, но при условии — постараться быть объективными, ссылаться на умудренных опытом жизни и борьбы личностей, как, например, А.З. Валиди. Его завещание башкирскому народу — вот программа действий. Очень кратко — сохранить язык (это сфера семьи, образование, культура, господдержка), религию, культивировать техническую грамотность (сегодня — овладение современными технологиями во всех областях жизни, особенно в профессиональной деятельности + свободное пользование информационными технологиями), внедрение представителей народа в органы управления крупных предприятий, в муниципальное и государственное управление. За почти 100 лет после тех событий начала прошлого века башкиры добились немалых достижений, но в начале 21 века опять попали в исторический переплет. Мы сегодня сдали свои позиции во всех без исключения областях. И продолжаем отступать. Многие наши сородичи не замечают этого. Почти все озабочены личной судьбой, своим выживанием. Нынешний Курултай — это зеркало самого народа, пусть и искривленное. Исправить это кривое зеркало уже невозможно, время само его сломает. Вывод один — создавать всебашкирский союз сызнова, на здоровой основе, из современников, готовых пожертвовать многим ради общего блага, фактически — ради будущего. Я так думаю».
Валиахмет Бадретдинов
http://vk.com/ismagilovsagit?w=wall-40135500_4696 

«На сегодняшний день башкирский народ переживает не лучшее время. С мнением народа совсем не считаются. В 90-х годах был создан Всемирный курултай башкир, которому народ доверил полномочия, в защите интересов башкирской нации. К сожалению в последние годы при руководстве Р.Т.Азнабаева ВКБ стал послушной марионеткой в руках Белого дома. И не просто марионеткой, но и полностью предал интересы народа. Все завоёванные народом достижения в строительстве суверенного государства Башкортостан, были утрачены, а ВКБ либо помогал в этом деле, либо преступно молчал. 
Недавно я узнал, что 21 ноября пройдёт 4-й Всемирный курултай башкир (а по бумагам 6-й или 7-й), который пройдёт полностью под диктовку БД. Многим башкирами обидно, когда башкирские общественные организации ругаются между собой, но к сожалению на сегодняшний день без этого не обойтись, потому что я знаю, что настоящих башкирских общественников не пустят на съезд и всячески будут препятствовать, чтобы провести антибашкирский съезд так как угодно БД. 
Я полностью поддерживаю мнение Валиахмета Бадретдинова о том, что настоящим патриотами башкирского народа необходимо объединить усилия. 
Башкорттар! Мы не должны остаться в стороне когда за нас решают судьбу башкирского народа чиновники и их марионетки».

Фаил Алсынов
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=182240808780409&id=100009834735363&fref=nf&pnref=story
http://vk.com/boobashkort?w=wall-70958470_40377

Что это за организация, чем занимается, чьи интересы выражает? На официальном сайте мы узнаем, что IV Всемирный курултай башкир состоится 21 ноября 2015 года, на секционных заседаниях будут обсуждены следующие темы:
Секция 1. Вопросы развития малого и среднего предпринимательства. Земельный вопрос в условиях современного экономического развития Республики Башкортостан. Туризм в Башкортостане.
Секция 2. Реализация Законов «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан». Башкирское национальное образование: состояние и перспективы.
Секция 3. Историческое и духовное наследие как фактор развития башкирского народа в современных условиях.
Секция 4. Вопросы семьи, демографии и здоровья башкирского народа.
Секция 5. Башкирское информационное пространство: проблемы и тенденции.
Секция 6. Молодежь – стратегический ресурс башкирского народа.

Возникает недоумение.
Практически все вопросы, предлагаемые к обсуждению, явно выходят за рамки узко национальные. Конечно, на любом форуме можно обсуждать любые вопросы. 
Но разве вопросы развития предпринимательства или, тем более, семьи, можно обсуждать всерьез в отрыве от страны? 
Как можно обсуждать отдельно «здоровье башкирского народа» в многонациональной России? 
Каким образом существует в реальности «башкирское информационное пространство»? 
А историческое и духовное наследие башкирского народа формировалось где и как? Не в тесном переплетении с русским, чувашским, татарским и другими народами, веками живущими рядом?

Но тогда становится понятна и причина кризиса. Это не кадры. Это кризис идеи.

В реплике Валиахмета Бадретдинова есть очень существенная фраза: «За почти 100 лет после тех событий начала прошлого века башкиры добились немалых достижений, но в начале 21 века опять попали в исторический переплет». 

Что это за «почти 100 лет»
А это отрицаемый националистами, но наиболее значимый в плане развития советский период. Период, когда были достигнуты очевидные успехи в плане образования башкирского народа, развития башкирского языка, литературы и культуры, здравоохранения. 

О здравоохранении

Куватов Гумер Галимович

«С образованием БАССР (23 марта 1919) и установлением Советской власти стали приниматься меры по охране здоровья населения. Государственный характер медицинской помощи, ее общедоступность, бесплатность, профилактическая направленность становятся ведущими в здравоохранении.
13 сентября 1919 года отдел здравоохранения был преобразован в Народный комиссариат здравоохранения Башкирской АССР во главе с Гумером Галимовичем Куватовым. Перед Народным комиссариатом стояли сложные задачи. Аппарат его тогда состоял из 13 работников, из них только 6 человек были медиками.
Правильно используя силы общественности и населения, Г. Г. Куватов под руководством областной партийной организации башкирского правительства при постоянной помощи Наркомздрава РСФСР и лично Н. А. Семашко сумел мобилизовать медицинских работников и санитарных активистов на борьбу с эпидемиями и социальными заболеваниями, за восстановление и развитие сети лечебных учреждений».

Об образовании

«Прогресс в шк. образовании, достигнутый к 1917, был относительным. Ср. и высшее образование для нар. масс оставалось недоступным. Высокая плата за обучение в гимназиях закрывала двери для широких слоев населения. Образование не стало всеобщим, обязат. и бесплатным. По уровню грамотности нас. Уфим. губ. занимало одно из последних мест среди губ. Европ. ч. России. После 1917 система образования, сложившаяся в 19 в., была изменена. Упразднились уч. округа, дирекции и инспекции нар. уч-щ. Уч. заведения были национализированы и переданы в веде ние Наркомпроса. Школа отделена от церкви, отменены преподавание мертвых языков (старославянск., латинск.), отметки и экзамены. Опубликованное в окт. 1918 "Положение о единой трудовой школе" определило систему нар. образования республики. Началось преобразование всех типов низших и ср. проф.-техн. уч. заведений в ед. трудовую школу с разделением ее на 2 ступени. На базе нач. уч-щ, 1-3 кл. гимназий создавались 1-я ступень с 5-летним курсом (дети от 8-13 лет), на базе 4-7 кл. гимназий, высших нач. уч-щ — 2-я ступень с 4-летним курсом (13-17 лет) независимо от пола и национальности. 
Становление нар. образования включало решение 2 проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого нас. и обеспечение обязат. нач. обучения детей. Всебаш. чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности 7 февр. 1921 приняла постановление "О принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных". Значит. работу проводило Баш. отделение Всерос. об-ва "Долой неграмотность!" (создано в февр. 1924), к организации обучения привлекались парт. орг-ции, профсоюзы, кооперации, пром. пр-тия и хоз. орг-ции. Открылись ликбезпункты на баш., тат., чувашском языках, в к-рых в течение 1922/23-1927/28 уч. гг. были обучены грамоте 173 тыс. человек. По переписи 1926, умели читать и писать 45,5% нас. (по СССР — 56,6%), в т.ч. среди башкир — 34,8%, татар — 45,3%, русских — 53,3%, среди женщин — 24%. Ликвидировать неграмотность удалось к сер. 60-х гг.»

О башкирском языке

Большевик Шагит Худайбердин был истинным сыном башкирского народа, сделав немало для развития родного языка и придания ему статуса государственного. Почему-то башкиры – у меня сложилось такое впечатление – недостаточно связывают его имя с развитием башкирского языка. Пусть они меня поправят, если это не так.

В статье «О реализации башкирского языка» (1924 г.) Ш. Худайбердин пишет: «… До V съезда башкирский язык должен быть реализован. С этой целью пишутся различные руководства по делопроизводству. К концу февраля откроются курсы по подготовке канцелярских работников для ста человек. По утверждении положения и плана работы (не позднее 1 февраля) комиссия вплотную приступит к делу, для ознакомления с деятельностью местных комиссий пошлет инструкторов; сразу же после их возвращения из поездок по кантонам будут приняты меры, вытекающие из деловых качеств кантонных комиссий.»

1Речь идет о реализации башкирского языка в качестве государственного наряду с русским. Ш. Худайбердин руководил комиссией, которой было поручено это дело.

Имеет ли смысл не видеть очевидное? И чем это чревато?

При отрицании советского периода история башкирского народа, так же как и любого другого, из-под которой вынут фундамент, проваливается. Этот процесс мы с горечью наблюдаем сейчас на Украине. 

И потому закономерен другой вопрос. 

Что, если бы Всемирный Курултай башкир «вырвался за флажки», отринул национализм и местечковость и, взяв этот барьер, стал площадкой для обсуждения и решения проблем всей страны, во всей их исторической сложности и противоречивости? 

Возможно, что и пост председателя ВКБ стал бы почетным, и активисты ощутили другой уровень своей ответственности перед страной, народом и миром.

3 ноября 2015 Общество Политика
Источник: http://alexandra-anta.livejournal.com/370693.html

Еще новости