4 апреля в Москве прошла 19-ая по счету премия «Крылья России — 2015», посвященная награждению лучших авиакомпаний и аэропортов страны. Были предложены также некоторые специфические отраслевые номинации вроде лучшей службы управления воздушным движением, однако главная интрига развернулась все-таки вокруг тех самых авиакомпаний, которых многие из вас, наверное, и не слышали.
Наиболее объективной номинацией можно считать, наверное, приз пассажирских симпатий, выданный на основе онлайн-голосования более 7000 человек «Аэрофлоту» и Lufthansa. Остальные номинации распределяло специально подготовленное жюри.
В номинации «Событие года в воздушном транспорте России» приз получила авиакомпания «Победа». Лоукостер базируется во Внуково, имеет в составе флота 12 новых Boeing-737-800 и выполняет рейсы по 26 направлениям, причем не только из Внуково, но и между региональными аэропортами (например, Пулково-Пашковский). Лоукостера часто критикуют за очень строгие правила провоза багажа и ручной клади, а также взимание платы за «мелочи» вроде выбора места в салоне. Однако бизнес-модель любого лоукостера и заключается в том, чтобы предложить максимально низкий базовый тариф и впоследствии заработать на дополнительных услугах: лететь совсем дешево можно только в том случае, если вы готовы потерпеть некоторые неудобства.
Авиакомпанией года в номинации «Внутренние авиаперевозки в группе 1» (объем перевозок на внутренних линиях свыше 3 миллионов пассажиров за год) назвали S7 Airlines. S7 — это, по сути, одна авиакомпания, лишь юридически разделенная на две разных — «Сибирь» и «Глобус». Флот состоит из 64 самолетов Airbus A319/A320/A321 и Boeing-737-800, а также Boeing 767-300ER (последних всего две штуки). Авиакомпания выполняет рейсы по более чем 150 направлениям; базовых аэропортов-хабов у S7 три: это Домодедово, Толмачево (Новосибирск) и Иркутск. Несмотря на то, что S7 эксплуатирует в основном среднемагистральный флот, компания предлагает рейсы из Москвы и других городов европейской части России на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию с удобными стыковками в Новосибирске.
Авиакомпанией года в номинации «Внутренние авиаперевозки в группе 2» (объем перевозок на ВВЛ от 0,5 до 3,0 млн. пасс.) стала «ВИМ-авиа». Эта интересная авиакомпания имеет 6 «Боингов-757-200», зарегистрированных в российском реестре, что нехарактерно для иностранных самолетов, и 4 Airbus A319. Внутренних направлений у «ВИМ-авиа» немного: из базового аэропорта Домодедово в Сочи, Анапу, Симферополь и Махачкалу, а также Комсомольск-на-Амуре и Певек. Зато много международных: 8 направлений в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, а также практически все направления пляжного отдыха.
Авиакомпанией года в номинации «Внутренние авиаперевозки в группе 3» (объем перевозок до 0,5 млн пасс.) стали «Саратовские авиалинии». Долгое время они были монополистами и никого не пускали летать в свой базовый аэропорт Саратова, просто не сертифицируя его для «чужих» типов ВС (авиакомпания была аффилирована с аэропортом). Сейчас саратовская авиакомпания интересна тем, что ее рейсами можно полетать на весьма интересных самолетах: Як-42Д (причем разные борты в разных ливреях) и Embraer-195. А еще с октября 2015 года ей запретили летать на международных линиях за грубейшее нарушение правил авиационной безопасности: в кабине пилотов на регулярном рейсе покатали родственницу гендиректора авиакомпании.
Авиакомпанией года в номинации «Международные авиаперевозки» стал также «Аэрофлот», которому удалось компенсировать снижение туристического пассажиропотока из России за счет трансферных иностранцев: именно на них в последние месяцы нацелена стратегия продвижения «Аэрофлота». Для россиян сделали объединенную «Россию», которая в этом году на конкурс не номинировалась, т.к. находилась в процессе реструктуризации.
Авиакомпанией года в номинации «Лучшая инженерно-техническая служба» стали «Уральские авиалинии». Инженерная служба авикомпании существует с 1950 года и сегодня специализируется на обслуживании узкофюзеляжных Airbus на площадках в Самаре, Екатеринбурге и Челябинске.
Авиакомпанией года в номинации «Электронная коммерция» стала внезапно S7, а аэропортом года назвали Уфу. Здесь в 2015 году открылся после реконструкции новый международный терминал, пропускная способность которого увеличилась с 200 до 800 человек в час. Уфа может принимать большие самолеты типа Boeing-747 и Airbus A380 — одна из полос здесь была построена в качестве резервной для приема «Бурана». Но, конечно, такие самолеты сюда не летают: международные рейсы из Уфы выполняются в основном в страны СНГ (Душанбе, Худжанд, Ташкент, Баку), а также есть сезонные и чартерные рейсы в Барселону, Салоники, Родос и т.п.: из регулярных рейсов есть только Дубай.
Учредителями премии являются отраслевой журнал «Авиатранспортное обозрение», консалтинговая компания «Инфомост» и российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
Илья Шатилин