О «ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ» РОССИЙСКИХ БРОНЕПОЕЗДОВ И О ЗАДАЧАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ БРОНЕПОЕЗДОВ УФИМСКИХ.

 

 

 

 

 О том, что в годы Великой Отечественной в Уфе были построены четыре бронепоезда и все они участвовали в сражениях с врагом, нашей широкой общественности известно достаточно хорошо. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти общеизвестные познания часто были подменены воспроизведением бытовавших в печати штампов, а нередко представляют из себя заблуждения, кочующие из одной публикации в другую. Продолжая начатый в предыдущей публикации разговор об участии Уфимских бронепоездов в боевых действиях в ходе Великой Отечественной http://ufaved. info/istprogulki/5418-novyy-vzglyad-na-boevoy-put-ufimskih-bronepoezdov. html , спешим поделиться новостью, придающей этой теме новое звучание. Дело в том, что буквально на днях, министр обороны РФ Сергей Шойгу отменил распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации, находящихся на вооружении армии, четырех специальных бронированных поездов с именами: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». http://www. pravda. ru/news/politics/military/defence/06-08-2015/1269922-bronepoezda-0/

http://www. 24rus. ru/more. php?UID=125060

Как оказалось, поспешное решение Анатолия Сердюкова было принято вопреки тому факту, что эти бронепоезда прекрасно зарекомендовали себя в ходе антитеррористических операций в Чеченской республике, где выполняли задачи по охране составов со строительными и военными грузами от внезапных нападений боевиков. Они оказались незаменимы для прикрытия саперов при разминировании железнодорожного полотна. В состав каждого бронепоезда входит ремонтная бригада, солдаты которой могут оперативно восстановить разрушенный путь.

Таким образом , сегодня "крепости на колёсах" переживают своё своеобразное "второе рождение". Понятно, что современная генерация российских бронепоездов качественно отличается от своих предшественников военной поры. Однако, прошлый боевой опыт бронепоездов, уже имеет теперь, не только историко-краеведческое значение, а может использоваться для разработки методики их боевого применения в современных условиях.

Это, случившееся на наших глазах "второе пришествие", казалось бы навсегда "канувших в лету" бронепоездов, накладывает дополнительную ответственность,за достоверность излагаемой информации, на авторов, пишущих, в том числе, и об Уфимских бронепоездах, . В связи с чем наше следующее замечание:

Ещё раз возвращаясь к вопросу о нелепых представлениях об Уфимских бронепоездах, получивших хождение в среде общественности и даже в некоторых официальных документах, укажем на присутствие такого "косяка" в информации сопровождающей проведение недавнего (2015 год) "Образовательно-патриотического проекта для обучающихся 2-11 классов"с названием: "Я ГРАЖДАНИН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ! http://www. ya-grajdanin. ru/ufa1941_1945. php Проект призван ". . . рассказать о героизме нашего народа, его роли в победе над фашизмом . . . сформировать правильное представление у наших ребят о событиях того времени". Эти задачи "формирования правильного представления у наших ребят о событиях того времени" решались в ходе проведения олимпиады и конкурса творческих работ по теме участия Башкортостана в Великой Отечественной. Отдавая должное важности задач по патриотическому воспитанию мролодёжи, поставленных организаторами и исполнителями проекта, выскажем суждение, относительно того как отразилась в проекте тема Уфимских бронепоездов. В информации, прилагаемой к этому проекту, призванной помочь педагогам и учащимся справиться с заданиями, присутствовал раздел: "Воинские соединения, части и учреждения, формировавшиеся, дислоцировавшиеся и находящиеся на доукомплектовании в городе Уфа в годы Великой Отечественной войны". Здесь то и нашли себе место строки, искажавшие реальную историю Уфимских бронепоездов, вот что там было сказано об одном из Уфимских "воинских формирований" — бронедивизионе: "25-й отдельный бронедивизион в составе бронепоездов «Уфа», «Полководец Суворов», «Александр Невский», «Салават Юлаев» — г. Уфа. " Та же информация продублироана в другой акции проекта http://www. ufa-edu. ru/nimts/Konkurs%20pupils/vstrecha%20znameni%20pobedy. pdf. Искажение реального положения дел состоит в том, что в действительности к 25 бронедивизиону относились лишь два бронепоезда из перечисленных: «Полководец Суворов», «Александр Невский», бронепоезда «Уфа» и «Салават Юлаев» входили в состав бронедивизиона № 60. Подробности об особенностях бронепоездов этих двух дивизионов и об этапах их боевого пути можно прочитать здесь: http://www. bp01. ru/public. php?public=2983 . http://litbook. ru/article/4191/ Дополнительное смятение в умы детей и подростков- участников проекта, вносит, предпринятое здесь, перечисление названий бронепоездов не только вопреки их принадлежности к определённым бронедивизионам , но и их расположение в последовательности нарушающей хронологию событий . Так бронепоезд "Уфа", построенный в июле 1943 года, в этом перечне предшествует бронепоездам из 25 ОДБП, построенным к апрелю 1942 года. Надо сказать, что консультанты и редакторы , готовившие данный проект, легко могут снять с себя ответственность за изложение этих неверных данных, так как они могли их почерпнуть в публикации, которая имеет статус вполне официальной. А именно, источником таких сведений, по всей видимости, была в статья из Википедии: http://ru. rfwiki. org/wiki/Уфа_в_годы_Великой_Отечественной_войны с названием: "Уфа в годы Великой Отечественной войны", получившая последние изменения 28 мая 2015 г. Можно высказать предположение, что сведения об уфимском бронедивизине, указанные в статье из Википедии были, в свою очередь, почерпнуты из статьи 2007 года известного краеведа Юрия Узикова http://ufa-gid. com/ocherki/ufimskiy-bronedivizion. html , где так же о всех уфимских бронепоездах говорится, как о входящих в состав 25-го бронедивизиона, что впрочем, и ему не может быть поставлено в укор, так как степень изученности вопроса об Уфимских бронепоездах в те годы была такой, что 60-й ОДБП в местной печати ещё даже не упоминался.

Надо ли говорить, насколько важным для морального и психологического состояния юношей, призванных в ряды Российской армии из нашей республики, и даже, возможно, проходящих службу на обновлённых бронепоездах или с этими бронепоездами, по службе взаимодействующих, будет осознание себя в качестве продолжателей боевых традиций, заложенных строителями и бойцами бронепоездов из нашего города. И насколько недопустимо положение, когда вместо подлинной истории этих бронепоездов молодёжи будут преподноситься факты сомнительные и вымышленные. О серьёзности этой этой проблемы говорит другой случай с недавней публикацией в местной печати статьи об Уфимских бронепоездах http://vedomosti102. ru/vtornik/39-vpered-leti-nash-bronepoezd. html . Где автор договорился до того, что приписал экипажам Уфимского 60-го ОДБП (отдельного дивизиона бронепоездов), в качестве свершения их мечтаний, якобы, выпавшее на их долю , "везение" в виде их вступления в боевые действия в "безопасный период", когда напряжение и ожесточённость боёв с фашистами уже пошли на убыль. Таким образом, без всяких оснований, экипажам наших бронепоездов ,брошены оскорбительные обвинения в трусости и малодушии.

Эти прискорбные факты говорят о настоятельной необходимости скорейшего внесения необходимых изменений и дополнений в тексты существующих публикаций по истории Уфимских бронепоездов. 

8 ноября 2015 Машина времени

Еще новости