Олимпиада и копирайт

Вопреки понятным опасениям, не пандемия вируса Зика стала главной проблемой стартовавших в Рио-де-Жанейро Олимпийских игр. Не высокий уровень преступности в городе, не грязная вода, не ещё более грязная смесь политики с допингом. Хуже всего оказались аспекты, связанные с авторским правом или, попросту, копирайтом. Они спровоцировали за первые дни Игр столько скандалов, сколько не помнит, кажется, ни одна Олимпиада прошлых лет. И они же заставили задуматься об играх альтернативных, где это проклятье современной цивилизации не мешало бы наслаждаться спортом.

Чтобы продемонстрировать, до какой степени докатился копирастический маразм, лучше всего привести несколько примеров из жизни. Вот британская легкоатлетка Джейд Лалли постит в своём твиттере поистине криптографическое сообщение: фотографию бумажного листа, усыпанного пожеланиями от сотрудников компаний, финансовая поддержка которых помогла ей готовиться к Олимпиаде — «Мы верим в тебя», «Сделай это!» и т.п. При этом там не фигурируют не только названия компаний, но нет даже прямого упоминания Олимпийских игр. Всё это сопровождается столь же таинственным комментарием самой спортсменки: мол, еду заниматься тем, чем вы сами знаете, туда, куда вы сами знаете. Маразм? Стопроцентный. Но назови Лалли Олимпиаду Олимпиадой, рискни упомянуть своих спонсоров по именам — и могла бы лишиться медалей, которые она, возможно, ещё завоюет (правило №40).

А вот владелец спортивной базы вывешивает флаг (!) с олимпийской (!!) символикой — и заявляет примерно следующее: а гори оно всё огнём, пусть меня тащат в суд за нарушение копирайта на зарегистрированные знаки, но я должен показать, что мы поддерживаем наших ребят!

002
Скандалы начались ещё до Олимпиады. Первым звоночком стало требование Олимпийского комитета США к компании Oiselle, производящей спортивную одежду, удалить из инстраграма вот эти два сообщения с фотографией легкоатлетки Кейт Грейс (с которой у Oiselle рекламный контракт). Причина? Едва заметные олимпийские кольца на одежде бегуньи. Хозяева Олимпиады решили, что компания пытается создать впечатление, что она является официальным спонсором Игр, хотя на самом деле за это не заплатила.

А ещё любой компании, не являющейся официальным спонсором Олимпиады, запрещено употреблять «олимпийские хэштеги», вроде #rio2016. А ещё средствам массовой информации, не являющимся официальными информационными партнёрами Олимпиады, запрещено освещать ход Игр более чем двухминутными интервалами за раз и дольше чем 6 минут в день. А ещё всем запрещено транслировать Игры в соцсетях короткими видеороликами или даже «гифками». И не дай вам бог наклеить олимпийские кольца рядом с логотипом бренда, не являющегося официальным спонсором Игр: получите требование удалить или замазать. Подозреваю, я тоже нарушил какой-нибудь запрет, употребив зарегистрированный торговый знак «Олимпиада» в заголовке этого текста, не испросив на то разрешения МОК.

Но что вообще за бред, что происходит-то? А всё дело в «перекрученных» настройках копирайта, скажем так. Мы привыкли считать Олимпийские игры праздником спорта, объединяющим планету. Начитались учебников истории, помним, что когда-то на время Игр ставили на паузу войны. Увы, нынче не только не прекращают огня, но ещё и Олимпиаду превратили в насквозь коммерческое предприятие. Я сильно упрощу описание структуры, так что поправьте, если в чём-то ошибусь, но упрощение необходимо, чтобы показать суть.

Так вот, современная Олимпиада, реанимированная в XIX столетии, есть самое настоящее коммерческое предприятие, существующее, грубо говоря, за счёт продажи прав на доступ к себе. Согласно свежей ещё статистике, олимпийские структуры (МОК, квартирующий в Швейцарии, и его национальные подразделения) получают треть выручки от официальных спонсоров (гигантов уровня McDonalds, Coca-Cola и т.п.), десятую часть от реализации билетов, но больше половины — от продажи эксклюзивных прав на вещание со своих объектов и мероприятий.

Речь о миллиардах долларов, так что игра безусловно стоит свеч. Легко понять, почему с каждым годом МОК погружается в копирастическую паранойю всё глубже. Специалисты, комментирующие Игры в Рио, сходятся на том, что никогда ещё Олимпиада не была обременена таким количеством ограничений в контексте интеллектуальной собственности.

Удачи вам, сами знаете кто, сами знаете где!


Удачи вам, сами знаете кто, сами знаете где!

В процессе подготовки этого материала я честно попытался прочесть все или как можно больше официальных документов, регламентирующих правовые аспекты обращения с олимпийской ИС. И так же честно теперь признаюсь, что не запомнил и трети. Правила, соглашения, требования, лицензии, условия, разработанные МОК для игр в Рио, по уровню сложности и степени казуистичности реально могут соперничать с лучшими образцами проприетарных лицензий и пользовательских соглашений от Microsoft, Facebook и им подобных. Никто кроме юристов не станет читать их полностью, а если и попробует, плюнет на полпути, поскольку всё равно все нюансы не упомнит и даже не поймёт.

При этом центральная идея, в общем, проста: максимально ограничить использование олимпийских материалов теми компаниями и людьми, которые не внесли свою денежку в кассу МОК. Причём именно в кассу Олимпийского комитета: то, что вы или ваша компания истратили сотни тысяч на подготовку спортсмена-олимпийца, в зачёт не идёт — на время Олимпиады вы всё равно теряете право упоминать имя своего воспитанника в связке со своим брендом.

По той же причине СМИ, не имеющие статуса «официальный инфопартнёр», могут посвящать Олимпиаде лишь 6 минут в день и не могут делать передачи, посвящённые Олимпиаде. И сюжет об Играх в Рио можно назвать «Дорога в Бразилию», но нельзя «Дорогой в Рио» (копирайт!). И никто не имеет право искажать цвет или форму олимпийской атрибутики, а равно использовать их в «коммерческих целях» (бог знает, что только это может означать). И даже олимпийские кольца налепить на микрофон в сюжете об Олимпиаде нельзя. Короче говоря, любое освещение, любое упоминание Олимпиады должно соответствовать чёртовой куче правил, придуманных, чтобы зритель не счёл ненароком, что вы официальный партнёр Игр, хотя на самом деле таковым не являетесь.

И это полный абзац — и с этим согласны даже сами спортсмены, которым и думать-то о такой ерунде некогда и вроде бы незачем. Но самое плохое, что тенденция явно направлена в сторону ужесточения правил: от Игр к Играм требования становятся только строже. Поэтому не стоит надеяться, что недовольство, высказанное сейчас, что-либо изменит. Пора признать, что Олимпиада окончательно и бесповоротно стала бизнесом, применяющим для защиты своих интересов самые современные правовые и технические инструменты.

002
Есть версия, что весьма… весьма фривольная форма одежды в некоторых видах спорта обусловлена всё тем же коммерческим интересом.

И пусть кто-то назовёт меня фантазёром, пусть это субъективная оценка, но… Вы ведь тоже заметили, что об Олимпиаде нынче почти не говорят? Нет её ни в прессе, ни на ТВ, ни в соцсетях. И лично мне думается, что причина вовсе не в политической или экономической ситуации, а именно в паранойе на копирайт. Всё. Некуда дальше! Преследовать спортсменов, преследовать спортивных фанатов, преследовать людей, помогших спортсменам стать на ноги — это финиш, это тупик. Такая Олимпиада нам не нужна, такая Олимпиада никому не нужна!

И лично я даже не удивился, когда на каком-то англоязычном форуме, в очередном обсуждении копирайта против Игр, наткнулся на тёплое, ностальгическое воспоминание «Дружбы-84». «Старики» вспомнят: была такая «социалистическая Олимпиада», устроенная странами соцлагеря в пику (бойкотированной) американской. И вопрос, не пора ли использовать старый опыт, мучает не меня одного. Конечно же на новом правовом фундаменте: с положенным в основу принципом open source.

Альтернативные олимпийские игры под лицензией GPL или Creative Commons станут настоящим праздником спорта! В правилах, как и полагается всякому open source-предприятию, будут прописаны не запреты для зрителей и участников, а их права. Каждый зритель получит право писать об Играх, и говорить о них, и показывать под любым углом и любыми средствами. И спортсмены получат право делиться радостью и достижениями, налепив на себя любые бренды, а захотят — и вовсе голышом. И логотип можно будет разукрашивать как захочешь, и носить на одежде, и на вещах, и даже татуировать!

А расходы пусть возьмёт на себя не Комитет, а страны, принимающие Игры — всё равно именно так это и происходит в последнее время с самой Олимпиадой. И сомневается ли кто-то, что предприятие окупится? Ведь и аудитория будет больше: не только подписчики эксклюзивных телеканалов, а каждый землянин сможет почувствовать себя сопричастным. (с)

Не об этом ли мечтали древние греки?

11 августа 2016 Политика Спорт
Источник: http://matveychev-oleg.livejournal.com/3855001.html

Еще новости