Хорошую тему затронул Бреслер Михаил про критику. Отношение к критике отличает город от деревни, в широком смысле этого слова. В деревне все зависят от председателя силсуаит, от родственников и друзей, которые не дадут трактор, если ты их поругаешь, и не помогут крышу починить, а в школе ребенка затравят — а другой школы перевести нет. Короче — душненько. Вот так же душненько в нашей среде. Моя критика в газетах про театр в газетах настолько деликатна, но и она меня сделала врагом кое-кому навсегда или на годы. Так я сравнила игру двух актрис Башдрама в двух составах (о, актрисы мстительны, лучше их не трогать. С актерами легче — чокнешься где-нить на банкетах, хлопнешь по плечу: "Братан, не обижайся!" и вроде пронесло). Обычно критикую за перевод — стало модой давать переводы на башкирский, актерам — мол, деньги в семье) Ну и результат соответствующий — часть слов не переводят вообще, корявые предложения… Словом, после трех предложений об уровне перевода одной семье я враг навеки. Поэтому пишу, что понравилось, что не понравилось, говорю в глаза, но это НЕПРАВИЛЬНО. Правильно — пытаться разобраться, не диктовать, не паясничать и не яростно защищать, обвиняя других в зависти и пр. ерунде — РАЗОБРАТЬСЯ. На этом учатся другие. Я сама люблю читать кинокритику, театроведов, благодаря им многое открывается. Люблю читать комментарии и отзывы так называемых простых (ненавижу это слово, но уж в обиходе, извините) зрителей. А башкирские зрители в спрашивают мое мнение, говорят, ну чего ты не пишешь в "Киске Эфе", ты же нам многое объясняешь, почему Джульетта такая, и почему Вуди Ален на башкирской сцене — это круто. Один раз (под псевдонимом) раскритиковала один спектакльв русской газете, что подставила редактора. Хотя вроде все конструктивненько…
Сейчас идут дебаты по фильму "Наган". Мол, а где профессиональные киношники, чего молчат? Хорошо, если я напишу, все, что думаю, то на меня точно обидятся. Со мной не будут разговаривать. Хорошо, если год, а если годами? У меня есть мнение и по драматургии, и по режиссуре, и по игре актеров, и по спецэффектам. Но я-то понимаю, что живу в деревне. Уже обидятся и за этот намек. У меня есть достаточно жесткое мнение и по фильму "Пусть ветер унесет мои слова", к примеру. Но уже обвинили в зависти и всячине))) . Я честно выступила не презентации, сказал, все, что думала, но мягко — все же презентация. Но душно у нас, поймите. Я вот готова к критике, ну не на уровне — говно, херня — а на уровне, что понравилось, что задело, почему не задело — мне это нужно, как творческому человеку. И интересно мнение всех. Потому что учимся на ошибках. Особенно когда делаешь проект не на миллионы, а на копейки, годами, то глаз замыливается, ощущение клаустрофобии в своей черепушке, а ведь делается кино и спектакли — для зрителей. Наше отношение к критике — это и есть то, что отличает деревню от города. Мол, только попробуй, потом ведь прибежишь трактор просить. Или до райцентра довезти. Вот тогда я тебе припомню!.. Так что — извиняйте. Мне еще сено косить да чтобы стог не подожгли потом))