В начале недели агентство Bloomberg сообщило, что покемоньей мании приходит конец.
Игра уже съехала на третью строчку в рейтинге популярности американского App Store, а общемировое число активных игроков, достигавшее 45миллионов человек в сутки на пике популярности игрушки, схлопнулось до 30 млн.
О том же спаде интереса к игре говорит и статистика Google Trends.
Сегодняшняя частота запросов к Гуглу по слову Pokemon составляет во всём мире 31% от уровня, зафиксированного 16 июля. В России интерес упал до14% от рекордного показателя того же дня.
В Москве спад популярности заметен невооружённым глазом: достаточно приехать в Ильинский сквер и сравнить ту сотню упёртых фанатов, которая там сегодня кучкуется, с фотографиями тысячных толп, тусовавших здесь в июле.
К сожалению, угасание интереса участников к игре заложено в её сценарий.
Первые 10-15 уровней проходятся легко и без напряжения, потому что в процессе игрок делает много открытий, часто находит, высиживает или эволюционирует новых покемонов для своей коллекции, учится набирать союзников и вместе захватывать/оборонять спортзалы, осваивает стратегии прокачки своего персонажа. После 20-го уровня, когда каждый следующий переход начинает стоить 50.000, 75.000, 100.000, 125.000 и 150.000 очков, на первый план выходят рутинные, однообразные, повторяющиеся процедуры по бесконечному отлову и эволюции четырёх «мусорных» покемонов (Caterpie, Weedle, Pidgey, Rattata), которые не представляют никакого игрового интереса, не дают новых ощущений, и снижают уровень командности игры, потому что за редкими покемонами интересно гоняться толпой по всему Китай-городу, от Солянки до Лубянки и от Варварки до Кремля, а ловля и эволюция «мусорных» — дело сугубо индивидуальное, тут ничьих усилий не объединить.
Платящие игроки могут набирать очки вдвое быстрей, используя «счастливые яйца», но по самому дешёвому оптовому прайсу они обходятся в 34 цента за полчаса игры, и от однообразной рутины с «мусорными» зверьками никого не избавляют. Примерно 98% покемонов, которых ловит игрок 24-го уровня, не представляют для него никакого интереса, и сразу же после поимки продаются профессору за карамельку. Чтоб наловить достаточно Маджикарпов для эволюции, нужно поймать их 75 штук. В дикой природе на это может уйти примерно месяц, а на Славянской площади — полный рабочий день.
Единственным реально увлекательным делом становится высиживание премиальных (10-километровых) покемоньих яиц, но это занятие платное, при самой оптовой закупке высидеть одно яйцо стоит 35 центов, и нужно ещё найти силы и время, чтобы пройти/проехать 10 км со скоростью пешехода… а в итоге может оказаться, что вылупившийся покемон уже присутствует в твоей коллекции, и плодом всех трудов станут +200 очков опыта, кулёк звёздной пыли и 4 карамельки (3 за поимку, 1 за продажу профессору). Короче, скука постепенно вытесняет азарт и любопытство. А снижение концентрации игроков уменьшает и число привлекаемых ими покемонов — так что скоро даже ловля «мусорных» разновидностей станет муторным упражнением:
Хотелось бы, конечно, верить, что у создателей игры есть ещё какие-то козыри в рукаве. Неленивый игрок с программистскими навыками может также попробовать свои силы в сообществе Silph Road. Но на сегодня из всех миллионов игроков там зарегистрирована лишь 191 тысяча. Кроме того, разработчики в борьбе с читерами серьёзно сами себе поднасрали, блокируя сторонние приложения вроде FastPokeMap. Карта с точным указанием местонахождения покемонов — это другой gameplay, но тоже потенциально интересный для многих игроков, которым надоело оттаптывать ноги, рыща по квадрату в полгектара методом «горячо/холодно». И, конечно же, сильно помогло бы оживить интерес к игре возникновение модулей связи/транзакций между живыми игроками. Случатся ли в игре такие доработки — знать не могу, Niantic со мной планами не делится. Возможно, там считают, что все эти изменения не нужны, а игра сможет сохранить популярность за счёт экстенсивного роста, привлекая новых игроков через «сарафанное радио» и выпуск приложения в тех национальных App Stores, где оно пока отсутствует.
Как бы то ни было, моя собственная карьера ловца покемонов завершится сегодня вечером у памятника Кириллу и Мефодию, с переходом на 25-й уровень. Вероятно, и заметок о покемонах в этом журнале с этого момента станет значительно меньше. Хоть я и не думаю, что эта игра так скоро сдуется: наверняка мы о ней не раз ещё услышим. Как минимум, по инициативе тех самых запрещалкиных, которым накануне выборов захочется попиаритьсяновыми страшилками про этот спецпроект ЦРУ США.