Трагедия, произошедшая в субботу, очень сильно на меня подействовала. Фотография малышки Дарины не выходит из головы уже который день. Когда гибнут невинные люди — это страшно. Когда гибнут дети — страшно вдвойне.
Я вдруг вспомнила еще одну ужасную авиакатастрофу, которая произошла 1 июля 2002 года над Боденским озером. Ее нет в числе самых крупных по числу жертв авиакатастроф. Трагедия унесла жизни 71 человек. Но 52 из них — дети.
В тот день в небе недалеко от города Юберлинген столкнулись два самолета: Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» и Boeing 757 компании DHL. Уфимские детки летели на отдых в Барселону из Москвы. Сейчас они похоронены в Уфе на Южном кладбище. Я была там неоднократно, так как на том же кладбище похоронен мой папа. Видела могилы детей. Они расположены так, как дети сидели в самолете.
Самолеты столкнулись из-за ошибки диспетчера. Система предупреждения опасных сближений (TCAS) сообщила пилотам Боинга, что надо снижаться, что они и сделали. А система на ТУ-154 сообщила российским пилотам, что надо набирать высоту. Но диспетчер Питер Нильсен настойчиво говорил, что надо не набирать высоту, а снижаться. Пилоты послушали не систему, а диспетчера. И тоже стали снижаться…
В последний момент, когда самолеты уже находились в поле зрения друг друга, пилоты попытались избежать столкновения, ТУ-154 попытался набрать высоту, а Боинг попытался еще снизиться, но в итоге Боинг, пролетев под ТУ-154, разрубил его пополам своим хвостом. Боинг, потерявший хвост, тоже разбился.
Позже диспетчер Питер Нильсен был убит Виталием Калоевым, который потерял в этой трагедии жену и двоих детей. Ему уже было нечего терять… Его осудили, но освободили досрочно. Сейчас он занимает должность заместителя министра строительства и архитектуры Северной Осетии. Живет один.
Эта катастрофа показана в сериалах от National Geographic «Расследования авиакатастроф» и «Секунды до катастрофы» под названием «Столкновение в небе». Да и написано про нее много. Из-за какой-то ошибки одного взрослого погибло столько детей…
Я вот к чему это все решила вам рассказать. У меня большое недоумение вызвали посты диванных экспертов по полетам, которые учат читателей, как правильно выбирать самолеты и авиакомпании. И очень удивило количество комментаторов, которые поддакивали, мол, чартерными рейсами летать нельзя, только регулярные, только хардкор! Только Эмираты! Только Люфтганза!
Люди, вы о чем? Откуда такая незамутненность? Погуглите самые крупные авиакатастрофы. Много среди них чартеров? И новизна самолетов не сможет гарантировать безопасность. Причинами самых тяжелых авиакатастроф в большинстве своем являются не технические неполадки, а теракты и человеческий фактор.
От авиакатастроф не застрахован никто. Вне зависимости от авиакомпании, рейса и возраста самолета. И это страшно. Очень страшно. Любые самолеты, поднявшиеся в воздух, должны благополучно приземляться. Они для этого предназначены.
Не нужно пытаться работать экспертами в той области, в которой вы некомпетентны. А критиковать людей за выбор того или иного самолета — вообще кощунство. Просто порадуйтесь тому, что сегодня вы и ваши дети живы.