РЕЦЕНЗИЯ К СПЕКТАКЛЮ «ПЕСНЬ О ТРОЕ» (БАШДРАМ, МАЛАЯ СЦЕНА).

(На соискание звания "Лучший театральный критик 2016 года", учрежденного Владимиром Кабзоном)

Честно говоря, мне не очень комфортно раз за разом напяливать на себя мантию Карабаса-Барабаса, обижающего хороших театральных кукол или Бабы-Яги, которая "всегда против". Но на этот спектакль меня пригласили четыре раза!Полагаю, не для того, чтобы я просто получил эстетическое удовольствие. Наверное, было интересно мое мнение. А ведь те, кто приглашал, знают, что мое мнение редко бывает комплиментарным. И тем не менее… Смелый поступок и это уже вызывает уважение.

"Песнь о Трое. Здесь и сейчас" — откровенно авторское переложение, даже не содержания, а темы поэм знаменитого древнегреческого поэта Гомера "Иллиады" и немного "Одиссеи". Переложение на современность видна в костюмах, фразах и в претензии на актуальность. Может, где-то и не безосновательной.

Как известно из многочисленных публикаций про проект, ставился он в рамках Центра драматургии и режиссуры Республики Башкортостан группой из четырех молодых режиссеров и четырех драматургов под руководством Искандера Сакаева.

Главной идеей постановки провозглашается противопоставление идеи мира — войне. Так и напрашивается добавить: и добра — злу. Но в данном случае нет такого распыления основной идеи. Зритель концертированно и ярко выражено видит только одну идею: противопоставление мира войне, неприятие войны женщинами разного психотипа на разном эмоциональном уровне и даже… Мужчинами, сама сущность которых, вроде бы, должна воспринимать войну, как должное, ан нет…
Этакий пацифистский проект в стиле хиппи 60-х: миру — мир, земляничные поляны навсегда, цветы всем…

Судя по возрасту и, как я понял, мировосприятию авторов, основная идея проекта таковой и является. И кстати, ее удалось донести до зрителя. В обсуждении, которое было организовано после самого спектакля, выступающие указывали на это.

Костюмы и декорации.
Мне костюмы понравились. Но это может быть и сугубо субъективное восприятие. Все знают, что моя душа цвета хаки благосклонно воспринимает любую одежду в стиле милитари. Но кажется, что режиссерское решение нарядить персонажи в стилизованную военную одежду — оправданный подход в контексте постановки. Более того, и я отметил это в своем выступлении во время обсуждения, такое решение позволяет более выпукло продемонстрировать брутальность, когда это необходимо и показать элементы скрытой эротики (не путать со сценками некоторой пошлости, которые в спектакле, на мой взгляд, были не лишними только с учетом экспериментальности проекта).

Музыкальное оформление.
Музыка была живая. И исполняли ее музыканты группы "Ятаган". Очень органично. Обращало на себя внимание и то, что музыканты и сами будто окунались в атмосферу спектакля. Это было видно по глазам, жестам, мимике. Здорово!

Игра актеров.

Было такое ощущение, что актеры не играли спектакль, а просто оттягивались, пользуясь тем, что это не большая сцена академического театра, а малая. Раскрепощенность была максимальная. Тем интересней было за ними наблюдать.
Может показаться очередным лелейством особо отметить игру мэтров Хурматуллы Утяшева (Троянский конь) и Эльвиры Юнусовой (Кассандра), но без этого не обойтись. Мастерство есть мастерство. В то же время нельзя было не заметить очень приличную игру и молодых актеров.

Несколько резал слух башкирский акцент некоторых актеров во время диалогов на русском языке. А вот двуязычие смотрелось очень даже гармонично. Как высказался один из участников обсуждения: "…Совсем как в нашей жизни".

Сюжет.
Вот тут держите меня семеро! Цельного сюжета у спектакля не было. И дело даже не в том, что у семи нянек дитя без просмотру — как известно, постановку делали четыре драматурга и четыре режиссера. Изначально проект был спроектирован как мозаика, состоящий из 12 эпизодов. Как я понял, над каждым отдельным эпизодом работал отдельный автор. На мой взгляд, это было ошибкой. Вместо того, чтобы коллективный разум превратить в гений, как высказался в свое время один французский драматург, их потенциал был разбит на отдельные кусочки. А склейка эпизодов в единое целое — не удалась. Или, что более вероятнее, но еще и хуже — такая задача и не ставилась.

В произведении нет главного героя, за которого зритель мог бы сопереживать, а сопереживая чувствовать саспенс и и испытывать катарсис. Нет и главного антигероя, при появлении которого на сцене, зритель должен был сжимать кулачки.

А раз нет героя и антигероя, то и нет целей, к которым они бы стремились. И в своем стремлении преодолевали препятствия множа и увеличивая симпатии (антипатии) зрителей по отношению к себе. А раз нет целей (у героя и антигероя они должны быть противоположными), то нет и конфликта. А нет конфликта, нет и интриги.

Без конфликта и движении к цели актерам трудно раскрыть характеры своих персонажей. Потому что характер раскрывается именно через поиск решения конфликта на пути к осуществлении своей цели героем. А если актеру трудно определится с характером, то ему трудно играть свою роль.
Как видно, все взаимосвязанно. И именно это взаимосвязь и делает сюжет спектакля интересным и смотрибельным для зрителя.

Мне опять было по доброму жалко актеров. Потому что именно участие в постановках с хорошим, понятным для зрителя ролях, делает их звездами. Именно через сопереживание к главным героям произведений и любовь к персонажам, которые играют актеры, зритель начинает любить актеров. А участие, пусть даже в самых умных и с глубоким смыслом, спектаклях, не приносят славы и массового признания работникам сцены. Так-то.

Зато язык монологов и диалогов прекрасен! Отточен! Затейлив! Такое ощущение, что все четыре автора спектакля соревновались между собой в красноречии. А на финиш все пришли одновременно — первыми.

В целом, я считаю, что в тех рамках, в которых был задуман, спектакль вполне удался. А его авторы и постановщики имеют хороший потенциал. Всем участникам постановки желаю в будущем получить от своей профессии максимум того, что можно получить и чтобы их имена были вписаны в драматургию нашей республики золотыми буквами на мраморе.

Р. С.
Кстати, в прошлом году меня приглашали на БСТ прочитать курс лекций на тему, как использовать драматургических приемы при создании новостных сюжетов.
Таблицы и схемы, которые я использовал во время этих лекций, я уже давно растерял. А вот тезисы самих лекций чудом сохранились. Я их специально выкладываю на свою страницу, авось кому и пригодится. Потому что, законы создания правильного и интересного драматургического сюжета можно использовать не только при создании новостных сюжетов, но и при написании романа или повести, концепции рекламного ролика, а при создании сценарии фильма или пьесы — сам Бог велел. Вот:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1626292394331837&id=100008532755813

На фото:
1. Финал спектакля. Актеры выходят на поклон. Тема милитари в костюмах мне нравится.

2. Агроблогер старается вникнуть в суть спектакля.

3. На креслах были разложены программки с аннотациями. И это — здорово. Кстати, в фойе были напитки и оливки. Тоже в тему. Организаторам — большой плюс.

4. Билет для такого уровня спектакля очень даже недорого — 200 рублей. Всем, кто еще не успел посмотреть, советую.

18 ноября 2016 Культура Общество
Источник: http://idelbaev-artur.livejournal.com/4227.html

Еще новости