Перед самым 23 февраля мне удалось посмотреть на единственную в своем роде коллекцию ретро-автомобилей, автомобилей военных, владельцем которой является депутат уфимского горсовета Артур Хазигалеев. В истоках коллекции лежит обычная маркетинговая история — была задумка сделать торговый центр не просто набором магазинов и лавок, а наполнить его чем-то таким, на что бы посетители оборачивали головы и даже, чем черт не шутит, приезжали только ради этих особенностей. Решили остановиться советской истории и соцреализме в частности. Вот откуда эти скульптуры в обновленном ТЦ «Башкирия». Но речь не об этом, речь о машинах. Итак…
1. Первым, как ни странно, стал не военный автомобиль, а трактор под названием СХТЗ 15/30.
Справка: Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester». Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшеного диаметра, рамную конструкцию. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч
Именно этот выпущен предположительно в промежутке между двадцать девятым и тридцать первым годами прошлого века. Эти шипованные колеса принимали участие в строительстве Братской ГЭС и выполнении Ленинского кооперативного плана первой пятилетки. Всего таких тракторов было выпущено 390 500 штук. Артур Хазигалеев говорит, что в последний раз его заводили в 1989 году, через шестьдесят лет после выпуска! Потом долго валялся в огороде, ржавея. После трактора начали появляться и машины.
2. ГАЗ-67
Справка: советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач.
Выкуплен у ветерана Великой отечественной, коему был подарен командованием товарища Жукова за проявленный героизм и отвагу. Просто стоял под навесом, весь зарос травой.
3. ГАЗ-69
Справка: ГАЗ-69 — советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Производился с 1952 по 1972 год. В соответствии с постановлением СМ СССР от 21.04.1947 года и тактико-техническими требованиями Главного артиллерийского управления ГАЗ должен был разработать проект легкого армейского автомобиля-тягача для буксировки прицепов (батальонных арт- систем) весом до 800 кг, а также перевозки боеприпасов, крупнокалиберных пулеметов, 82-мм минометов и их боевых расчетов. Без прицепа планировались машина связи, разведки, командирская, тягач легких противотанковых пушек.
Между прочим, упоминается у Стругацких в книге «Понедельник начинается в субботу»: «…если уж покупать что-нибудь, так это „ГАЗ-69“, вездеход, но их, к сожалению, не продают».
4. ГАЗ-69Б
Справка: Создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода (Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, Б. Н. Панкратов, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. И. Подольский, В. С. Соловьёв, под руководством Г. М. Вассермана) на замену модели ГАЗ-67Б. Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик».
Автомобиль на фото долгое время катал одного из начальников нашей части в Алкино. Скорее всего, только в теплое время года)
5. ЛуАЗ-969
Справка: семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся на Луцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы. ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 — первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.
Машинки служили в ВДВ ибо неприхотливы, берут легко любое болото и проходимость у них уровня Б-г.
6. Willys MB (Виллис)
Справка: американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW). Поступая в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию «Виллисы» поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР пришла практически вся партия Willys MA — 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин.
Несмотря на то, что его облюбовало начальство всех рангов, в комплектации для армии сзади всегда было место пулеметчика. Данный экземпляр был выкуплен из музея славного города Оренбург.
7. Dodge WC-51
Справка: американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён второй мировой войны, тяжелый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года. Автомобили серии WC (от англ. Weapons Carrier — «носитель оружия») отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. С 1942 года поставлялись в СССР по договору ленд-лиза. В Красной Армии получил прозвище «Додж Три Четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны). В Красной Армии Dodge WC-51 применялся вначале как артиллерийский тягач дивизионных противотанковых пушек, но вскоре стали широко использоваться во всех родах войск. Они использовались в разведке, в сопровождении колонн и даже как личный транспорт.
Огромный внедорожник, жемчужина, изюминка, черт его знает что еще этой коллекции. Обладал проходимостью трактора, то есть, дороги ему вовсе не были нужны. «Большой джип», как его называли, использовала в качестве машины сопровождения охрана военачальников Жукова, Монтгомери и Эйзенхауэра.
В Уфу попал из музея города Королев.
8. Мотоцикл Willis BMW-R71
Справка: тяжёлый немецкий мотоцикл, широко применявшийся в войсках вермахта в первые годы Второй Мировой войны. Коляска мотоцикла предусматривала размещение на ней турели для пулемета MG-34 (MG-42) или огнемета. Конструкция мотоцикла была достаточно простой, неприхотливой в эксплуатации, отличалась высокой проходимостью в сложных дорожных условиях. Мотоцикл мог буксировать легкий прицеп. Именно BMW R71 стал прообразом тяжелого мотоцикла М-72, с небольшими изменениями скопированного советскими инженерами. BMW R71 выпускался с 1938 по 1941 г., сменив на конвейере модель BMW R12. Общий объем производства составил около 3500 экз.
Он был настолько хорош в свое время, что и американцы, и наши постоянно пытались слепить с него копии. Но повторить его в совершенстве у союзников так и не получилось. Может и к лучшему.
9. Мотоцикл МВ-650.
Справка: тяжелый мотоцикл повышенной проходимости военного образца. Оснащен приводом на колесо коляски. Состоял на вооружении советской армии с середины 1970-х годов и, номинально, не снят с вооружения и в наши дни. МВ-650 использовался в разведывательных ротах, военными регулировщиками и в комендатурах. Вооружался ручным пулеметом Калашникова, командирские мотоциклы оборудовались радиостанцией. Объем двигателя – 649см. Мощность двигателя – 34лс. Максимальная скорость – 95км/ч.
Знаете, как он назывался? «Разведывательно-диверсионный мотоцикл»! Входил в состав танковых бригад. А на фаре есть специальное устройство, маскирующее свет и его не видно с высоты птичьего полета.
Вот такая коллекция. Безумно жаль, что ей, себестоимостью под десять миллионов рублей, сейчас приходится пылиться на складе в отдаленном уголке города, потому что со временем ей не стало хватать места в торговом центре. У Артура Хазигалеева есть в планах устроить музей ретро-автомобилей, не только военного образца. И не только своих. Есть возможность собрать конструкцию, есть механики, восстанавливающие машины (все единицы могут передвигаться своим ходом). Дело только в площадке. Если будет площадка, то будет и развитие: покупка новых единиц, доводка их до ума, энтузиастов много, средства и желание — тоже имеются. И было бы неплохо, рассуждает Артур Хазигалеев, открыть двери экспозиции к столетию образования республики. Ведь подобный музей станет не только действующим историческим справочником, интересным и стару, и младу, но и еще одной точкой притяжения туристов, о методах привлечения которых мы слышим почти каждый день.
P.S.
В комментариях под одним постом совершенно случайным образом случились воспоминания. Воспоминания, касающиеся не отцовских, а дедовских автомобилей. Основная масса — заурядности вроде Москвичей, ушастых монстров Запорожского автомобилестроения или первых, еще «фиатовских» копеек. Я же припомнил, что у моего одноклассника в гараже, где сейчас стоит перинатальный центр, стоял мотоцикл BMW, старый, с коляской, черного цвета, правда, облупившийся. И тут в комментарии один человек говорит — «У меня есть такой. Может не точно такой, но подобный». Так я оказался на этом складе.