Пока эмоционально свежа, напишу: коряво, ломано, обрывками)
Сегодня посмотрела картину «Бабич» Булата Юсупова. Худ.рук проекта – Тансулпан Бабичева.
Много читала интервью и отзывы тех, кто уже видел. Пересматривала трейлер и показывала друзьям. Трейлер завораживал с первых секунд. Я знаю, что многие сегодня будут сравнивать 2 башкирские картины, снятые на Грант. Но я пока видела только «Бабич», ждала его, переживала… Я, правда, очень переживала, что вдруг уйду с просмотра, сожалея. Я очень, очень хотела, чтобы это был такой фильм, который жду я (по тем ощущениям, которые я жду от него, по тем мыслям и той энергии, какую я хочу от него получить!) , а вместо со мной, сами того не осознавая, этот фильм ждут ещё сотни тысяч людей, которых я могу всех и не знать в лицо и поименно, но я знаю их точно. Точно знаю, какие они.
Я люблю, когда творчество идет именно от любви к зрителю, не ради пафоса, наград или всеобщего респекта. А именно, когда энергия любви к адресату, сонастроенность сердца создателя с духом времени адресата и его болью материализуется микроатомами, которые превращают это общение – зритель и режиссер, в диалог. Не просто посмотреть и поржать, а внимать, не дыша, и мысленно вести диалог с автором. Не про сюжет, а про мысль. Сверхзадача, которую поставили авторы этой картины, с помощью символики, аллегорий, сопоставлений, через технические приёмы – она сработала. И если рядом со мной сидела девушка, которая начала всхлипывать уже на 15 минуте и так и не остановилась, а я, пытаясь держать важный покерфейс, стискивала кулачки, значит — всё получилось. Всё сработало. До нас дошла соль. Вы – молодцы! Это фильм о Бабиче? Или о народе? О каком времени он, вообще? Бабич — кумир моих школьныз лет. О нём я писала сочинение на выбор на госнике, на республиканской олимпиаде по башкирской литературе… Каждый новый персонаж я встречала, как старого доброго друга, про которого сняли кино)) реально было такое ощущение) может, это только у меня?))) Есть прикольные моменты: задаюсь вопросом, кого же тут играет Хайсаров? (щас буду спойлить, кто не смотрел – дальше не читать!) – Ну, конечно, ути-пути, вы мои – Муртазин-Иманский!) (кто сидел в зале и услышал там – ооо, хаха! – это была я). Милый добрый юмор, действительно добрый. Сальманов, который это сделал!!! (точностью скопировал выражение глаз Валиди с известного портрета!) Это фильм про Бабича ? Я в картине узнала многих своих современников. И это фильм про нас. Про нас, живущих в раных эпохах. Я горжусь тем, что такой фильм состоялся у нас, для нас, про нас. И считаю, что каждый должен его увидеть. В интервью Булат говорит, что хотел передать эпоху глазами Бабича. Прекрасная эпоха. Удивительно, но изначально медресе «Галия» создавалось для того, чтобы выучить профессиональных имамов для деревень. Но дух эпохи тк сработал, что оттуда вышли – поэты, общественники, политики, они разъехались по всему будущему Советскому Союзу и всегда держали марку лучшего медресе России. После этого «Галию» закрыли. Она не выполнила своей функции, а сделала что-то большее. Наверное, еще даже не до конца понятно, что именно. Когда нам 20-25 лет мы все хотим что-то открыть, что-то великое совершить. Ребят, посмотрите кино, а потом соберитесь и придумайте, кто из вас откроет Первый башкирский кинотеатр?)) Потом расскажете. Главное, начать. Булат Юсупов, ты даешь вдохновение тогда, когда оно начинает путать берега. Спасибо и удачи!