Год назад мы — команда сайта Уфасити.ми — при поддержке Анатолия Дубовского и на платформе Общественной Палаты РБ провели круглый стол на тему "Реформа ЖКХ в городе Уфа".
(автор фото e_moe_e)
Вот как об этом написала администрация Уфы: http://ufacity.info/press/news/157892.h
Вот новость про это на нашем сайте: http://www.ufacity.me/novosti/itogi-kru
Ссылку на сайт Общественной Палаты дать не могу, так как сайт упал и пока его починить не удается…
Зато нашел мнение Вадима по этому поводу:
http://glava-semyi.livejournal.com/5842
На круглом столе присутствовали чиновники, а В. И. Дмитрюк даже зачморил мой доклад, типа не всё так печально и плохо, как я говорю.
Но важно вот что. По итогам круглого стола участники приняли экспертное заключение. Приведу его текст полностью:
В ходе обсуждений последних изменений законодательства в сфере ЖКХ, с учетом указаний руководства Российской Федерации и Республики Башкортостан на проведение дополнительных мероприятий по соблюдению законности и защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, усилению общественного контроля в данной сфере, появления ряда инициативных групп из числа жителей г. Уфы, а также дальнейшего реформирования отрасли, были выявлены следующие вопросы, решение которых приведет к снижению градуса социальной напряженности, повышению качества оказания жилищно-коммунальных услуг, снижению издержек и приведет, в конечном итоге, к поступательному и цивилизованному реформированию сферы ЖКХ.
В настоящий момент, собственники помещений в многоквартирных домах самостоятельно, на основе предложений от управляющих организаций, на общих собраниях принимают решения по установлению платы за содержание и текущий ремонт. Исходя из анализа Госкомитета по жилищному надзору РБ за 2013 год, 80% всех поступающих обращений относится к деятельности управляющих организаций (из них 51% — по вопросам управления жилищным фондом (неудовлетворительной работы управляющих компаний) и ненадлежащего содержания общего имущества и 29% – по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги).
Таким образом, несмотря на установленный в соответствии с требованиями законодательства размер платы за содержание, содержать общее имущество в надлежащем виде не всегда представляется возможным. Одна из основных причин данного положения дел – непонятная и, зачастую, закрытая информация по стоимости работ и услуг, оказываемых в рамках строки «Содержание». Несмотря на то, что Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, общедоступная информация по стоимости той или иной работы или услуги, применительно к разным формам многоквартирных домов, отсутствует. Существующее положение дел приводит к тому, что годовые отчеты управляющих организаций сложно проанализировать и выявить необходимость и обоснованность тех или иных трат, усложнению процедур контроля над расходованием средств и выполнением минимально необходимых работ и услуг, что в конечном итоге сводится к вопросам типа «куда тратятся наши деньги?».
Обоснованной критике подвергается МУП ЕРКЦ г. Уфы. С одной стороны, исходя из существующих договорных обязательств между МУП и УО города, ЕРКЦ занимается начислением платы за содержание и коммунальные услуги. С другой стороны, это прямая обязанность управляющих организаций, которые лишь отдали эту функцию в ЕРКЦ на аутсорсинг. Исходя из этих противоречий, жители зачастую путаются, в какие инстанции задавать вопросы по начислению тех или иных платежей, что снова приводит к увеличению социальной напряженности. Закрытость структур ЕРКЦ, подтвержденная недавним решением УФАС по РБ по делу, рассмотрение которого длилось 9 месяцев, добавляет недовольства жителям Уфы. Отсутствие инновационных подходов к оплате услуг (таких, как оплата через личный кабинет на сайте ЕРКЦ или УО кредитными картами любого банка, возможность получения платежных документов в электронном виде), отсутствие конкуренции – все это в конечном итоге негативно сказывается на отношении жителей к МУП ЕРКЦ г.Уфы.
Перечисленные выше проблемы приводят к тому, что договорные обязательства по содержанию и обслуживанию МКД со стороны управляющих организаций выполняются неэффективно. В начале 2013 года Госсобранием — Курултаем РБ был разработан примерный договор управления, который рекомендовали для заключения между УО и собственниками жилых помещений. Данный договор основывался на последних изменениях законодательства, и был направлен как на повышение уровня грамотности населения, так и в целом должен был способствовать более качественному выполнению сторонами договора их обязательств. Но, до настоящего времени, договор так и не был предложен собственникам для подписания. Монополизм и большая суммарная площадь жилого фонда, находящегося в управлении основных районных УЖХ города приводит к тому, что штат непосредственных исполнителей на местах не всегда укомплектован полностью. Забюрократизованность взаимоотношений между УЖХ и ЖЭУ отвлекает сотрудников от непосредственного выполнения работ по содержанию и ремонту жилого фонда, а порой и приводит к дублированию некоторых функциональных обязанностей. Все это приводит к не всегда качественному оказанию жилищных услуг населению.
В рамках проведения мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города Уфы, а также в целях оказания более качественных услуг и повышения конкуренции между участниками рынка, необходима оптимизация крупнейших управляющих организаций города Уфы и создание небольших управляющих организаций, которые будут управлять теми объемами жилого фонда, который утвержден и предложен Правительством РФ в Постановлении № 75 от 06.02.2006 года.
По итогам круглого стола предлагаем следующие предложения и рекомендации:
1. Государственному Собранию – Курултаю РБ:
— провести мониторинг законодательства в сфере защиты прав граждан в системе жилищно-коммунального хозяйства для подготовки предложений по его совершенствованию;
— при разработке законопроектов активно использовать общественные объединения для обсуждения указанных инициатив.
2. Правительству РБ:
— подготовить предложения и рекомендации для муниципальных образований, в части исполнения Постановления Правительства РФ № 75 от 06.02.2006 года;
— взять совместно с региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ РБ под особый контроль работу по созданию и функционированию систем общественного контроля.
3. Госкомитету по жилищному надзору РБ:
— обеспечить эффективное осуществление государственного жилищного надзора в РБ;
— провести анализ обращений граждан по вопросам раскрытия информации управляющими организациями, в соответствии со Стандартом раскрытия информации ;
— привлекать к совместной работе при проведении государственного жилищного надзора представителей общественных организаций и объединений.
— исходя из анализа деятельности Госкомитета за последние 5 лет, проработать и внести в Правительство РБ и Госсобрание РБ предложения по изменению нормативных актов общего применения в сфере ЖКХ, которые приведут к уменьшению правонарушений в данной сфере и будут способствовать профилактике указанных нарушений.
4. Прокуратуре РБ:
— в целях исполнения последних поручений Президента РФ и Президента РБ, принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере ЖКХ.
— проанализировать основной поток обращений по районам города по теме ЖКХ, и выборочно провести проверки возможных фальсификаций протоколов общих собраний собственников за период с 2011 года по текущий момент, в частности, по вопросам установления платы за «содержание»
5. Администрации ГО г. Уфа:
— провести совместно с региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ РБ анализ деятельности МУП ЕРКЦ г.Уфы для составления рекомендаций по повышению открытости и прозрачности деятельности ЕРКЦ для населения, а также сформировать обоснованную стоимость платежного документа по оплате ЖКУ, которую в дальнейшем утвердить на уровне муниципалитета;
— наметить планы для разработки новых форм начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, в рамках поддержки курса на модернизацию и введение инновационных форм взаимодействия;
— поручить МБУ УЖХ г. Уфы опубликовать в открытом доступе сведения о стоимости работ и услуг, включенных в минимальный перечень работ, утвержденный Правительством РФ № 290 от 03.04.2013 года, исходя из текущей стоимости данных работ на рынке г. Уфы, для каждой категории жилых помещений;
— совместно с МБУ УЖХ г.Уфы создать рабочую группу из представителей регионального центра общественного контроля, домовых комитетов г. Уфы, Прокуратуры города, Госкомитета по жилищному надзору, целью которой будет аудит отобранных по определенным критериям МКД (район города, тип дома, год постройки, способ управления и т д) для проверки исполнения договоров управления за период с 2009 по 2013 годы по предоставленным сметам, отчетам и актам за каждый год, для дальнейшего распространения полученного и накопленного опыта;
— разработать план мероприятий по исполнению Постановления Правительства РФ № 75 от 06.02.2006 года;
— в целях осуществления муниципального жилищного контроля, провести мероприятия по запуску объединенной интернет-диспетчерской по г. Уфе по жилищно-коммунальным вопросам, с подключением аварийно-диспетчерских служб города, и направлением поступающей информации в адрес непосредственного исполнителя;
— с использованием муниципальных СМИ периодически, (а при значительных изменениях законодательства – за 2 месяца до вступления указанных изменений в законную силу) проводить обучающие и просветительские передачи об основных нормах жилищного законодательства.
Это заключение аппарат Общественной Палаты отправил на согласование в некую административную юридическую службу.
И всё, тишина. Несколько раз я обращался и к руководителю Аппарата ОП РБ и к Дубовскому, но оба ссылались на то, что "экспертное заключение еще не готово". Я даж не знаю, как это выражение перевести на бытовой язык 🙂
Год прошёл, ничего не изменилось. А ведь я возлагал на результаты этого круглого стола большие надежды…