Прошедший сезон выдался для Башкирского государственного театра оперы и балета непростым: заканчивался капитальный ремонт, многие спектакли шли не на родной площадке… Тем отраднее, что в грядущем, 78-м сезоне театр наконец сможет в полной мере порадовать зрителей самыми яркими спектаклями из своего репертуара. В том числе постановками, которые долгое время не шли на Большой сцене. Полюбившиеся зрителю балеты «Корсар», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта» снова будут радовать зрителя. В театр вернутся оперы «Школа влюблённых», «Тоска», «Снегурочка», «Паяцы», оперетта «Сильва». Кроме того, будут реализованы давно запланированные проекты.
Так, балет «Анюта», поставленный в театре совсем недавно знаменитым балетмейстером Владимиром Васильевым, станет одним из главных событий сезона. Эта история девочки, которая из скромной провинциалки буквально в мгновение ока становится дамой высшего света, забывая про родного отца, наполнена чеховской грустью и сильным психологизмом. Герои спектакля выписаны настолько ярко и жизненно, что вызывают неизменный отклик у зрительской аудитории. Мастерство великого хореографа позволяет передать оригинальную эстетику, его особенные полутона, а замечательная музыка Валерия Гаврилина поразительно тонко и точно характеризует персонажей, провоцируя зрителя на смех сквозь светлую грусть. В партии Анюты – Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова и Валерия Исаева, и исполнение каждой достойно отдельной статьи.
Уже сейчас идут репетиции оперы «Орлеанская дева» Петра Ильича Чайковского в постановке Филиппа Разенкова. Напомним, что в мае зритель видел концертную версию произведения, которой дирижировал художественный руководитель театра – заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов. Партию Иоанны д’Арк исполняли Надежда Бабинцева и Лариса Ахметова, при этом обе солистки получили высокую оценку критиков. А теперь готовится версия сценическая. Несмотря на классическую интерпретацию легенды об Иоанне д’Арк, в опере её образ раскрывается несколько по-новому. Это не столько святая дева, исполняющая Божественную волю, сколько девушка, желающая жить обычной жизнью, но вынужденная исполнять свой долг. Сам режиссёр так объясняет актуальность, постановки: «Что такое для простого человека быть Пророком, что такое чувствовать в себе божественное предназначение? Это великий дар, или страшное наказание? Чем сильнее личность, тем более тяжелые испытания выпадают на её долю, и тем яростнее желание масс свести с ней счёты. Мне эта идея видится сегодня не просто актуальной, а злободневной. Это история о самопожертвовании и титаническом самопреодолении человека в мире, полном равнодушных и ищущих лишь личной выгоды людей. Вспоминаются слова великого русского философа Льва Шестова: “На самом деле пастухи были гораздо меньше нужны стаду, чем стадо пастухам”». Такая трактовка образа даёт новый взгляд на историю, участницей которой стала Иоанна.
Масштабным по силе и значимости событием станет премьера оперы «Геракл». Идея поставить столь мощное и редкое произведение принадлежит главному дирижёру театра оперы и балета, заслуженному артисту Башкортостана Артёму Макарову. По его словам, он уже довольно давно обдумывал возможность подобной постановки в Уфе. Отметим, что сценические версии опер и ораторий Генделя – явление редкое,и ихможно по пальцам пересчитать в столичных,а тем более провинциальных театрах России. В Европе и Америке музыка Генделя звучит довольно часто, у нас же интерес к его театральным произведениям, и вообще – к старинной оперной музыке – стал появляться относительно недавно.
«Постановка “Геракла” – первая в России, хотя, надо сказать, их вообще немного было в мире, – отмечает Артём Макаров. – Жанр “Геракла” определяется как оратория, хотя границы между оперой и ораторией в творчестве Генделя часто достаточно размыты. Мне кажется, наиболее точным жанровым определением будет “музыкальная драма”. Сюжет не имеет никакого отношения к мифам о подвигах Геракла. В центре внимания – личная жизнь Геракла, семейный конфликт на почве ревности, приводящий к страшным последствиям…Любовь, ревность, месть… Всё это актуально и в наше время, и во все времена»!
На сцене театра также продолжится показ одного из сильнейших спектаклей репертуара – балета «Спартак» в постановке Юрия Григоровича. Сам мэтр говорил, что этот балет должен исполняться «на разрыв аорты», иначе теряется вся его драматическая напряжённость. Напомним, вначале были сомнения, возможно ли поставить столь масштабное действо. Но после знакомства Григоровича с возможностями нашей сцены и мастерством исполнителей этот страстный героический балет занял достойное место в репертуаре. Характерные танцевальные партии главных героев, мощные номера с участием кордебалета – всё это словно придало второе дыхание уфимскому балету. История Спартака – это в первую очередь страстная жажда свободы. В его трагической судьбе и борьбе за право на жизнь можно увидеть множество аллюзий на современную действительность. Потрясающая хореография здесь замечательным образом сливается с присущей только Араму Хачатуряну музыкальной драматургией, основанной на резких контрастах, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями…
Конечно, театр не забывает и о национальных корнях. Балет «Журавлиная песнь» в новом сезоне вновь откроет зрителю красоту классического башкирского балета. Его музыка напоена народными темами, своеобразными ритмами башкирского музыкального искусства. Оригинальная хореография Нины Анисимовой и Халяфа Сафиуллина в редакции Шамиля Терегулова позволила искусно вплести в классический танец башкирские мотивы, элементы обрядов. Красота балета «Журавлиная песнь», его своеобразие как художественного явления определяется динамичным сочетанием классики и характерного танца. Развёрнутые массовые сцены, воспроизводящие подлинный колорит сельских игр, плясок и хороводов, оригинальный рисунок танца журавлей – всё здесь дышит Уралом.
Грядущий сезон – это новаяглава в истории театра. В ней гармонично сольются классический русский балет, башкирская национальная культура и высокое оперное искусство. Мы уверены, каждый спектакль найдёт отклик в душе зрителя и никого не оставит равнодушным перед столь высокими и сильными чувствами. Знаменитый режиссёр Питер Брук считал, что театр может изменить жизнь человека к лучшему, привести его к новым мыслям и эмоциям.Подобное устремление, безусловно, потребует немалых сил и затрат. Но Башкирский государственный театр оперы и балета на примере своих спектаклей неоднократно доказывал, что способен расти и развиваться, достигая новых творческих вершин.