В 1800 году при учреждении Оренбургско-Уфимской епархии было выделено 10 десятин земли для Загородного архиерейского дома. В последующие годы этот участок назывался так же Архиерейской дачей, хутором. Он находился в северо-восточном направлении от города, между дорогой в село Богородское и речкой Сутолокой.
В середине 1820-х годов при преосвященном Амвросии (Мореве) из материалов старого деревянного Архиерейского дома здесь был построен большой дом с церковью в мезонине14. В 1840-х года при епископе Иоанникие храм был упразднен, а в 1862 освящен вновь, о чем было сообщено в выходивших в Уфе “Оренбургских губернских ведомостях”: “8 сего мая, в загородном архиерейском доме, в 2 верстах от Уфы, была освящена преосвященным Филаретом домовая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В тот же день вечером, в 4 часа по полудни, духовенство и народ, встретив приносимую ежегодно в этот день в Уфу Березовскую чудотворную икону Святителя Николая, отправились с святою иконою в новоосвященную церковь, где совершено было всенощное бдение, а на другой день, 9 мая, после ранней обедни, из загородного Архиерейского дома икона принесена была в кафедральный собор”15.
Живописные окрестности Архиерейского хутора были для уфимского общества одним из излюбленных мест для летних загородных прогулок и чаепитий16. В 1850-х годах Уфимский публицист Василий Зефиров опубликовал в “Оренбургских губернских ведомостях” очерк “Взгляд на Уфу”, в котором описал вид города и его окрестностей, открывающихся с вершины Усольской горы: “виднеется загородный архиерейский дом, привлекающий к себе много посетителей не столько красотою своего местоположения, сколько тем пустынническим уединением, которое так пленительно и которое так любит душа человека после мирских волнений”17.
Земельный участок, по крайней мере, с 1860-х годов, использовался в хозяйственной жизни города, часть его сдавалась в аренду. Так в 1860-х годах от протекавшего здесь ключа с прекрасной водой, называвшегося Архиерейским, до бассейна у Гостиного двора был проложен первый уфимский деревянный водопровод. В 1860-1870-е годы находилось одно из заведений по изготовлению кумыса, но в связи со строительством спичечной фабрики, его владелец был вынужден перебраться на другое место. Об этом можно прочитать в объявлении, которое он напечатал на страницах “Уфимских губернских ведомостей”: "г. Уфа. кумыз на лето 1878 года от имама З. Максютова. Долгом считаю довести до сведения гг. потребителей приготовляемого мною кумыза, что местность, где я занимался этим делом около 10-ти лет, на Архиерейском хуторе, ныне, по случаю открытия там, спичечной фабрики, в гигиеническом отношении может измениться настолько, что я нашелся вынужденным совершенно оставить эту местность. Вследствие чего, с нынешнего сезона, я для этой цели заарендовал, на несколько лет, подгородную дачу г. землевладельца статского советника В.А.Новикова"18. По всей видимости, имам Максютов, перевел свое заведение и табун кобылиц в район деревни Новиковки, находившейся недалеко от Архиерейской дачи, но на другом берегу речки Сутолоки. С конца XIX века земли дачи с юга стали граничить с участком, выделенным под Губернскую психиатрическую больницу.
{C}Ныне место, где находился Загородный архиерейский дом, расположено в районе Аграрного университета. По сведениям уфимского историка М.И.Роднова, Архиерейский ключ стекает в специально сооруженный колодец возле дома № 30 по улице 50-летия Октября (фотосалон "Зоркий").
Примечания.
14. Сомов. М. Описание Уфы. 1864 год. /Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 6 июня (www.mrodnov.ru).
15. Сборник статей, помещенных в Оренбургских губернских ведомостях за 1862 год. Уфа, 1862. С. 154.
16.Пекер А. Очерки Уфы / Вестник Императорского русского географического общества. 1860. С. 190.
17. Зефиров В.В. Взгляд на Уфу / Уфа: страницы истории. Книга вторая. Сост. М.В.Агеева. Уфа, 2014. С. 59.
18. Уфимские губернские ведомости. 1878. 17 июня.
Опубликовано в краеведческом сборнике: Уфа: страницы истории. Книга первая. Издание исправленное и дополненное. Сост. М.В.Агеева. Уфа, Инеш, 2015. С. 105- 115.