Моя мамочка всю жизнь проработала в головном институте по нефтехимпереработке Советского Союза (БашНИИНП, ныне институт НХП), старшим научным сотрудником в битумной лаборатории и знает про битумы всё. Объездила все нефтеперерабатывающие заводы СССР — от Киришей (Ленинградская область) до Ангарска, а также на НП заводах Белоруссии, Украины, Прибалтики и Казахстана.А поскольку я тоже в своё время работала в этом НИИ и приходила в ее лабораторию, то видела собственными глазами некоторые манипуляции с образцами башкирского (и не только) битума с целью изучения его качественных характеристик. Так вот: основных показателей битума всего четыре. Это мягкость битума (по-научному — пенетрация, или глубина проникновения металлической иглы определенного веса с определенным весом груза за определнное время), температура размягчения битума (КиШ), эластичность и хрупкость. В наших климатических условиях дорожные битумы применяются всего двух основных марок — с пенетрацией 60-90 и 90-130 (мм), КиШем — 48 и 45 соответственно. Что это значит? Поясняю: При использовании марки битума 60-90 температура размягчения (плавления) битума составляет 48 градусов Цельсия, а при марке битума 90-130 — 45 градусов. Но при этом обратнопропорциональная зависимость по хрупкости битума. Чем выше температура плавления, тем ниже абсолютное значение хрупкости. Для битума 60-90 при максимальной температуре плавления 48 градусов асфальт начнет крошиться уже при температуре минус 10. При битуме 90-130 с температурой плавления 45 асфальт будет крошиться от минус 15ти. Нельзя сравнивать битумы с ОАЭ, поскольку у них не бывает таких морозов и у них поэтому совсем другие стандарты. При аномальной жаре, большой транспортной нагрузке, когда температура на дороге непосредственно под колесами достигает ста градусов, неизбежность расплавления битума предопределена его качественными характеристиками. Других битумов у нас в стране нет. Есть строительные битумы, но они не годятся для дорог категорически, поскольку хрупкость имеют гораздо более высокую. Но всё вышесказанное ни в коем случае не оправдывает нарушений при укладке дорог. Есть технология укладки дорог, которую нарушать нельзя, и при соблюдении этой технологии, использовании заложенных материалов для слоев дорожного "пирога", различных присадок гарантия качества и сохранности дорог достигает 30 лет без ремонта. Есть экспериментальные площадки у ИНХП, где дороги стоят в сохранности более 30 лет и еще простоят столько же. Главное соблюдать технологию приготовления пирога — любого. Об этом знает каждая хозяйка на своей кухне.