Встреча аэроклубников

Юбилейная встреча выпускников Уфимского аэроклуба(в настоящее время Центральный аэроклуб РБ или ЦАК), проходившая 30 мая на аэродроме ЦАК "Забельский"(сейчас он примыкает к территории посёлка "8 марта") могла оказатся очередным поводом поговорить о проблемах, стоящих перед клубом, о проблемах настолько острых, что они угрожают самому существованию клуба в исторически сложившемся месте его размещения.

И действительно, на сегодняшний день сложностей у аэроклубра более чем достаточно. В их числе: наступающая на границы клуба и лётного поля всё разрастающаяся застройка, индивидуальными строениями, посёлка "8 марта". Как оказалось, земля, занимаемая аэроклубом, находится во владении города Уфы и продление аренды этой собственности не всегда проходит с учётом интересов продолжения работы клуба. Претендует на земли ЦАК, ссылаясь на факт утери клубом документов на право собственности, и совхоз "Алексеевский". Не всегда с пониманием проблем ЦАК складываются взаимотношения и с головной организацией — Республиканским отделением Досааф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако все эти вопросы и проблемы на встресче выпускников, состоявшейся 30 мая, не поднимались и даже не упоминались.

Напомним список структур и организаций принявших участие в организации юбилейного мероприятия:

— Администрация Ленинского района ГО г.Уфа, «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Республики Башкортостан»,

— профсоюз Ветеранов работников авиации РБ, общественная организация "ОФИЦЕРЫ РОССИИ", МБОУ СОШ № 157.

Приоритетными вопросами поднятыми в ходе проводимой встречи стали:

1. Славное прошлое Уфимского аэроклуба

2. Достижения и успехи настоящие и грядущие

Первая часть этой программы была представлена более чем внушительно. В информации о первых годах работы аэроклуба, основанного в мае 1934 года прозвучали слова действительно вселяющие гордость за его славное прошлое. Были названы имена 14-ти героев Советского Союза в стенах аэроклуба получившие знания и навыки, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной. Список названных прославленных пилотов возглавлял дважды герой СССР, пилот легендарного штурмовика ИЛ-2, Муса Гайсинович Гареев, имя которого и носит ныне ЦАК.

Увы, эти герои не дожили до наших дней, место в строю ветеранов аэроклуба заняли выпускники следующих поколений. Более десятка ветеранов, прошедших обучение ещё в прошлом веке, и навсегда связавших свою судьбу с авиацией, отметили встречу своим присутствием.

О поистине знаковой эпопее своей судьбы, общей для всех этих послевоенных выпускников, преданных без остатка авиации, аэроклубников, поведал присутствующим, Домрачев Сергей Афанасьевич. Родившийся ещё в 1936 году, он помимо Уфимского аэроклуба закончил Саранское лётное училище и с 1958 по 1963 год работал инструктором лётной и парашютной подготовки в родном аэроклубе. В этот период Сергей Афанасьевич достиг значительных успехов в парашютном спорте. (Мастер спорта, рекордсмен мира (1961), призер чемпионата СССР в прыжках на точность приземления (1962)). С начала 60-х годов авиатор работает пилотом гражданской авиации в Уфимском авиаотряде (ныне авиакомпания БАЛ). Где пилотировал самолёты Ан-2, Ан-24, Ту-134, Ту-154. Пилот 1-го класса. Имеет общий налёт — 19200 часов. То есть в течении 30-ти лет лётной работы пилот находился в среднем по 2 часа в воздухе ежедневно.

Остальные ветераны так же поделились воспоминаниями о столь же впечатляющих событиях из своего прошлого.

Однако роль и значение работы аэроклуба не ограничиваются ссылками на славое прошлое. При всей значительности историчекого значения ЦАК , энтузиасты-аэроклубники не расматривают клуб исключительно как объект ознакомления с прошлыми традициями и достижениями. Хотя наличие, например, хорошо сохранившегося, действующего ангара — ровесника даты рождения аэроклуба действительно может послужить основой впечатляющей выставочной площадки с образцами авиатехники прошлого и музейной экспозиции по истории авиации.

Другая часть юбилейной встречи была обращена в будущее аэроклуба. Научно-технический прогресс решительно преобразил современную авиацию. Причём на фоне, пришедшей в середине прошлого века, на смену "поршневой"авиации реактивной и востогов и потресений от прорыва человечества в космос, пришла практически незаметно эпоха, так называемой, сверхлёгкой авиации. Лишь ветераны, заставшие тот период подготовки пилотов, когда единственным летательным аппаратом, на котором совершались первые полёты начинающих авиаторов был, если не считать планеры, биплан У-2 он же По-2., могут по достоинству оценить грандиозность этих перемен. Теперь те же полётные условия, что ранее давались полётами на планерах и ПО-2, достигаются при полётах на паропланах , дельтапланах и мотодельтопланах. Даже далёкому от авиации наблюдателю, при взгляде на рядом стоящие планер из прошлого века, самолёт По-2 и пароплан, дельтоплан или мотодельто план становиться ясно, насколько в пользу последних соотношение веса самой конструкции и "полезного веса" т.е. массы пилота. Соответственно пришедшие на смену "старичкам"летательные аппараты дешевле, мобильне и в итоге доступнее прежних. А это прямая дорога к популярности и массовости воздухоплавательных видов спорта. Эти размышления находят подтверждение в реалиях сегодняшнего существования ЦАК .

Так, выступавший на встрече аэроклубников в качестве ведущего, мастер спорта, дельтапланерист Масалимов Азат Тимербулатович не только призёр международных и российских соревнований , но и действующий наставник молодёжи. Уже 9 лет на его попечении

начальная лётная подготовка по программе "Юный пилот" кадетских классов школы №157. В эту программу, помимо необходимого изучения теории, входят так называемые "подлёты" на аналоге пароплана — подъемно буксировочном устройстве, "Дракон", хорошо знакомого всем, побывавшим на пляжном отдыхе за границей. В результате этой работы учащиеся получают свидетельства с указанием количества "подлетов" на буксировочной системе и на дельтаплане. Эта подготовка учитавается при определении профиля и места службы призывников. С рассказами о важности такой подготовки к кадетам уже приходят бывшие выпускники, отслужившие срочную службу в частях ВДВ.

Собственно парашютная подготовка так же на повестке дня работы аэроклуба . Правда, в настоящее время, пока обучение парашютистов в ЦАК не проводится из-за отсутствия самолётов в исправном состоянии, а они необходимы для проведения прыжков. Однако, напоминанием об актуальности для ЦАК этой задачи стали показательные прыжки, совершённые в тот день парашютистами из сборной команды спортсменов республики по парашютно-горнолыжному двоеборью, которая базируется на аэродроме "Первушино"и находится в тесном контакте с ЦАК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прыжки в ходе мероприятия совершались с самолёта пролетавшего на высоте 2000 метров. Спортсмены буквально потрясли своим мастерством наблюдавших за их полётом ( то что спортсмены теперь не "спускаются" на парашютах, а именно летают на куполах в виде "крыльев" так же знаковая примета современного состояния этого вида спорта). Полёты покорителей заоблачных высот сопровождались весьма квалифицированным комментированием. Речь сопровождающая сие воздушное действо была не просто содержательной в техническои и методическом плане, но и являла собой выступление подлинного мастера художественного слова. Как оказалось, микрофон комментатора находился в руках лидера этого спортивного направления в республике, старшего тренера сборной команды Республики Башкортостан по парашютно-горнолыжному двоеборью, председателя Федерации парашютного спорта Республики Башкортостан Манаева Гайрата Иршатовича. Не останавливаясь специально на рассказе о его спортивных достижениях , позволивших ему занять такое видное место в республиканских структурах этого вида спорта, вернёмся к разговору о проявленном им ораторском искусстве . Наряду с несомненным мастерством просто и доходчиво рассказывать о технических особенностях действий, совершаемых в небе пилотами самолётов и спортсменами, повелевавшими своими парящими "крыльями", этот лидер парашютистов одарил слушателей целым каскадом образных наблюдений и подлинно поэтических метафор. Даже присутствовавшие на празднике представители прессы, имевшие за плечами высшее филологическоке образование, были немало впечатлены неожиданным для, как казалось, "технаря" красноречием. Достаточно указать на краткий, но ёмкий эпический этюд этой дикторской импровизации спортсмена — златоуста , в котором обыгрывалась , якобы заметная наземным наблюдателям, голубизна глаз, пролетавшего над ними лётчика, и эта голубизна, как бы перекликалась с голубизной, покоряемого им, неба.

Надо ли говорить о том, что мастерское владение словом есть сильнейшее средство воздействия на молодёжную аудиторию, способное вовлечь в ряды спортсменов многих новых участников, а так же и удержать в этих рядах, ещё не определившихся окончательно.

То, что в команде организаторов возрождения и развития традиций авиационного спорта в республике, преобладают профессионалы своего дела, подкрепляющие слово делом, подтверждает другой показательный факт. Как оказалось, пилотировал самолёт, совершавший на празднике виражи в воздухе, граничившие с исполнением фигур высшего пилотажа, ни кто иной, как председатель Федерации сверхлёгкой авиации Республики Башкортостан Сергей Минигулов.

Празднование завершилось переполнявшим всех участников, чувством уверенности в весомости достигнутых успехов аэроклуба, и твёрдой убеждённостью в обязательности успехов грядущих.

10 июня 2015 Пресс-релизы

Еще новости