Я сам уже довольно давно пытаюсь изучать Макдональдс как бизнес-машину — очень интересно и полезно.
Недавно пришли на практику студенты-менеджеры. Ну и мы с ними провели научный эксперимент: сравнивали Макдональдс с конкурентами.
Суть эксперимента была такой. Студент приходил в Макдональдс и сидел там какое-то время, внимательно наблюдая за работой и фиксируя ряд параметров: количество прошедших через заведение за определенное время людей; количество оформленных заказов; количество сотрудников на оформлении заказов, на выдаче, на уборке; примерный средний чек и т.д. Потом студент-исследователь шел в ближайшее похожее заведение — примерно так же расположенное, примерно с такой же площадью, примерно с таким же форматом (быстрое питание сопоставимого качества).
За несколько дней посмотрели 9 Макдональдсов и 9 конкурентов, сравнили. Результат я попросил будущих управленцев запомнить на всю жизнь — как важный урок. Все Макдональдсы работают намного эффективнее конкурентов. В среднем один сотрудник Макдональдса за единицу времени обслуживает в 4 раза больше посетителей, чем у конкурентов. В среднем выручка в Макдональдсе за единицу времени в 3,6 раза выше, чем у конкурентов. Это в среднем. А слабых конкурентов Макдональдс уделывает в десятки раз. Это при том, что находится в тех же условиях по всем параметрам, на которые обычно ссылаются представители российского малого бизнеса, жалуясь на жизнь: арендные ставки, налоги, конкуренция, кадровый голод и пр.
Что мне кажется особенно интересным: те же самые люди (их же не из-за океана завозят) в Макдональдсе работают в разы эффективнее, чем в других местах. В качестве конкурентов при этом выступали неплохие заведения: сетевые бургерные, пиццерии и пр.
P.S. С точки зрения поддержки малого бизнеса вывод интересный: просто учиться правильно работать надо