После презентации книги "Гран-па башкирского балета" состоялась премьера балета "Бахчисарайский фонтан", открывшая Нуреевский фестиваль. Лебединая песня Шамиля Терегулова…
Из статьи "ЭПОХА БЛАГОРОДНОГО РЫЦАРЯ":
Последняя работа балетмейстера — «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева. Не про каждый балетный спектакль скажешь: «Смотрится на одном дыхании». Шамиль Терегулов сделал «Бахчисарайский фонтан» динамичным, лаконичным. Взяв от типичного творения так называемого драматического балета только достоинства (например, выразительность драматической игры исполнителей), он создал собственную хореографию с богатой танцевальной лексикой, сведя к минимуму пантомимные и жестовые мизансцены. Источником вдохновения балетмейстер называл поэзию Александра Пушкина и музыку Бориса Асафьева. Первый, польский акт пленяет разнообразием и выразительностью танцев: торжественный полонез, жизнерадостный краковяк, изящная мазурка… Во втором акте грациозны танцы невольниц гарема, зажигательны массовые мужские танцы, особенно татарский, который исполняют воины Гирея после казни Заремы, стараясь развеселить своего правителя. Шамиль, сам блистательно танцевавший когда-то военачальника Нурали, выписал эту партию с особым вдохновением, наполнив ее сложными прыжками, стремительными пробежками и вращениями. Основную философскую идею — перерождение «дикой души» (выражение В.Белинского) под воздействием очищающей любви — несет образ хана Гирея. Выразительность всех сцен усиливают великолепные декорации и костюмы, придуманные Д.Чербаджи. Шамиль особенно гордился финалом, который они придумали вместе с дирижером Робертом Лютером. К фонтану Бахчисарайского дворца приходит Гирей. Он уже не тот беспощадный завоеватель, которого мы видим в первых эпизодах. Он уже бросил в пропасть свой кинжал в знак прекращения войн и убийств. Перед нами мечтательный поэт, романтик. Ему являются видения любимых женщин — Заремы с красной розой и Марии с белой… Они танцуют под хоровой вокализ и звуки прелестного романса Александра Власова на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» (по очереди его исполняют ведущие сопрано оперной труппы):
Фонтан любви, фонтан живой…
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
А после спектакля на сцене обнимались, целовались, поздравлялись, фотографировались…