Новостью о скором появлении первого в Уфе парклета — «оазиса для пешеходов» — отметились все интернет-издания, начиная с Башинформа, заканчивая всевозможными помойками типа уфа-тудей-сюдей-ньюз. Всем, абсолютно всем захотелось попасть в новости Яндекса с этим интереснейшим анонсом о прорыве Уфы в мировом парклетном движении.
Как же представляли себе местные издания это чудо городского благоустройства?
Вот таким его увидела культурная обозревательница информагентства:
Хорошо, что автор уточнила, что именно для пешеходов, а то бы никто не догадался, для кого предназначается парклет. Особенно в его уфимском исполнении. Но обо всем по порядку.
По мнению проуфу, парклет — это фонарь в готическом стиле.
Ну, или традиционная скамейка в парке.
Какой-то из тудей-сюдей уверен, что это ухоженный газон с изумрудной травой.
Большинство сайтов, иллюстрируя новость, исходит из мирового опыта и представляет сооружение вполне себе традиционно:
Ну, так, как и принято во всем цивилизованном мире: удобно и максимально функционально. Но журналисты как-то упустили из виду, что мы живем в России и нам все эти гейропские примеры — не указ. А в Уфе и больше того — своя, неповторимая специфика украшения городских пространств. "Республика Башкоростан" верно заметила, что "в Уфе еще не было парклета", но ошиблась в другом: его и теперь нет. То, что наши студенты архитектурной кафедры нефтяного понимают под парклетом, имеет очень отдаленное к нему отношение.
Вот примерно так разработчики представляют "функциональность и красоту". Ну, им-то виднее — на то они и архитекторы…
На мой же непрофессиональный взгляд городской сумасшедшей, этот объект больше напоминает недоразобранную сцену со ступеньками для городских мероприятий, которую разбирали-разбирали, а потом забили и бросили непонятным нагромождением. И почему-то посреди парковки. С видом на одну из самых оживленных трасс.
Но поразил меня не столько сам объект — давайте признаем, что это все-таки дело вкуса, а то, с каким пафосом его преподносили общественности.
"Знаковое событие"! "Точка роста"! "Развитие территории"! Мне одной кажется, что профессор, прославляющий работу своих студентов, берегов не видит? Чего-чего, а скромности создателям точно не занимать.
Предлагаю вашему вниманию 13 самых сочных определений открывшегося объекта от разработчиков, мнение которых журналисты тупо разнесли по своим помойным ямам. Итак, по мнению архитекторов (кроме того, что это «полная и свободная фантазия его создателей» и «возможность художественного самовыражения молодёжи»), вот это вот нагромождение цветастых кубов на парковке —
1. «площадка для отдыха пешеходов»
2. «средство коммуникации горожан»
3. «альтернатива парку»
4. «модуль, представляющий из себя амфитеатр»
5. «навигационный узел и общегородское общественное пространство»
6. «зона отдыха пешеходов, уставших от засилья машин»
7. «часть общей концепции городского благоустройства»
8. «объект, позволяющий разнообразить линии улиц города»
9. «новая точками притяжения для горожан»
10. «эксплуатируемый арт-объект»
11. «городской оазис» (да что уж там скромничать — воплощение эдема на грешной земле!)
12. «арт-объект, служащий образованию общественного пространства»
И, наконец, тадам!!!
13. «демо-версия мирового опыта городского благоустройства»
Для пущей убедительности можно добавить ко всем этим эпитетам каких-нибудь малопонятных для широкой аудитории научных красивостей, типа «парклет выступит средством медиации конфликта между жителями данной территории, когда сталкиваются машины и люди». Вот теперь, наверное все.
Похоже, Уфа опять нагнула мировые столицы, представив самобытно-эксклюзивную версию городского объекта! Ну, если считать еще лося Орджика, клоуна Карандаша и прочих куниц. И это всего за каких-то сто тыщ гранта (к счастью, не главы республики).
Столько высокопарного поноса я еще в своей жизни не читала. Лохи-архитекторы, учитесь, как нужно пиарить собственное творение, даже если вы создали объект, похожий на кучу цветных кубических экскрементов, отложенных на одной из самых грязных и загазованных уфимских улиц, по которой громыхает грузовой транспорт.
Получилась настолько непонятная хрень, что потребовалось разместить табличку с инструкцией по использованию этого парклета!
Наверное неслучайно символом объекта архитекторы избрали задумчивого чувака, который не может определиться, куда, собственно, себя на этом парклете присобачить.
Получился классический случай из серии "ожидание-реальность"
Это напомнило мне ситуацию с уфимскими велопарковками и велодорожками. Вроде они есть, но выполнены сурово — по-нашему, по-российски! Не те, знаете ли, погодные условия, чтобы извращаться с изысканными формами и современными материалами.
Похоже, что "Облака" сознательно аккумулируют вокруг себя самые неоднозначные «точки притяжения для горожан». По крайней мере, уфимский парклет составил отличную пару уродливой нефтеёлке. Впрочем, чего можно ожидать от "центра современного искусства", который давно превратился в банальный цоколь, сдающий в аренду кельи торгашам.
Для презентации парклета создатели выбрали, несомненно, самое удачное время – когда отморозить задницу можно, даже не пристраивая ее к одному из этих кубов. Наверное, к объекту будет приставлен специальный человек, который будет протирать сиденья от дождя и очищать от снега до следующего лета. Может, они хотят протестировать, переживет ли их обьект зиму? У меня большие сомнения.
Так что спешите на парклет, где "можно приятно провести время", ведь, как пишет Электрогазета, "доступ сюда открыт всем, всегда, бесплатно и без ограничений".