Рассматривал на днях фотографии городов Ликийской тропы, которые накопились у меня в фотоархиве и невольно поймал себя на одном рассуждении. Вспомните, насколько хорошо для тех древних времён были развиты города. Канализация, бани, амфитеатры, единые требования к планам застройки (в том смысле, что был перечень обязательных строений, без которых такой город просто немыслимо представить).
Да что там — даже просто система водоотведения, пролегающая под улицами
и система подогрева полов — уже о многом свидетельствует.
Не говоря уже об антикитерском механизме и прочих устройствах. И в принципе было бы логично предположить, что, раз накоплены такие знания (и древняя Греция под ручку с древним Римом тут лишь пара примеров), то они и будут использоваться следующими поколениями. А что на практике?
А на практике мы видим, что, стоило Риму пасть — и все знания, все достижения их цивилизации на долгий период накрылись медным тазом. Словно и не нужны были никому. И часть велосипедов была изобретена заново, только много позже. Когда там улочки Парижа очистили от культурных пластов merde, что там десятилетиями копились? А откуда эти самые пласты взялись?
То есть, стоит произойти какому-то катаклизму, причём вовсе не обязательно глобальному, а иногда и просто смениться правительству региона — и всё, приплыли, здравствуй, жопа, тёмный век. Поскольку о преемственности знаний, о надёжном хранении информации на неубиваемых носителях, а главное — о жизни тех, кто эти знания готов популярно и внятно донести — никто вовремя не подсуетился.
А теперь представьте, что с нашими компьютерами и с интернетом что-то случилось. И что? И всё. Stercus obrepsit, как говорится.
Почему? Да всё просто: Гугл уже не подскажет, как принимать роды, Википедия больше не откроется, и где брать необходимую информацию? В книгах? А много ли их остаётся, этих книг? Нет, сейчас ещё есть и учебники, и энциклопедии, и учителя но всё понемногу идёт к упору на электронные архивы и базы данных: ну невыгодно печатать книги! Да и учителя почему-то при первой возможности ищут, где зарплата побольше, и находят такие варианты вовсе не в системе преподавания.
Конечно, я немного утрирую. Но уж слишком большой упор у нас идёт на всё цифровое. А ведь действительно — стоит книгам уйти в прошлое, а компьютерам и интернету чем-нибудь медным накрыться — и станет очень неуютно. Ведь мы ушли довольно далеко от того, чтобы носить в себе, в своей памяти, оптимум необходимых знаний. Зачем, когда в любой момент можно их получить из сети? На всякий случай? Ха, плохо вы знаете психику, великую любительницу лайфхаков!
И потом, сколько среди нас тех, кто действительно знает, как работают компьютеры, как делается железо и софт для них — да элементарно как делается электричество (не в принципе, а конкретно, чтобы раз — и было у тебя в розетке 220 вольт с частотой 50-60 Герц? То-то. Опять же, учитывая, что дичает среднестатистический гражданин много более охотно, чем цивилизуется… Вот вам и сценарий цифрового апокалипсиса.
Ладно, не принимайте эти слова всерьёз. Я просто чуть-чуть пофантазировал.