наткнулся в сети вот на такое творчество — http://youtu.be/jzf5AOu_Boc
и вот на такой доклад — http://pravitelstvorb.ru/regulatory/new
время прошло — а что поменялось ?
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2020 ГОДА
Общие сведения о Стратегии развития Республики Башкортостан до 2020 года
Предметом анализа является Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года с учетом внесенных в 2009 году корректив.
Первый вариант Стратегии развития Башкирии был разработан в 2006 году согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года N 400 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года", однако по распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (в связи с выходом Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года) он был откорректирован в 2009 году.
Стратегия была сформирована Правительством Республики Башкортостан на основе предложений министерств и ведомств субъекта Российской Федерации.
Содержание документа разбито на семь основных блоков:
— анализ уровня устойчивого развития
— постановка целей и задач Стратегии
— описание основных тенденций развития экономической деятельности
— описание основных тенденций развития социальной сферы
— механизмы реализации Стратегии
— мониторинг выполнения Стратегии и ожидаемые результаты от ее реализации.
Декларируемая цель реализации Стратегии — устойчивое функционирование и развитие хозяйственного комплекса, которое должно обеспечить рост качества жизни населения республики.
Основными задачами Стратегии ее разработчики называют:
— эффективное использование природно-ресурсного потенциала
— формирование инновационной модели экономики
— ускоренное развитие приоритетных видов экономической деятельности
— эффективное межрегиональное сотрудничество и кооперация
— повышение качества жизни населения
Приоритетами социально-экономического развития называются:
— модернизация экономики
— позиционирование республики как одного из опорных регионов российской экономики
— закрепление и расширение конкурентных преимуществ в приоритетных видах экономической деятельности
— переход к новой модели пространственного развития экономики
— развитие человеческого потенциала.
Объем разделов содержательной части Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан: из 52 страниц 30 посвящено эконмическому развитию, 12 страниц — социальному, 10 — механизму реализации.
Анализ основных идей и ценностных позиций стратегии развития Республики Башкортостан до 2020 года
Обозначенные в стратегии направления развития в целом соответствуют основным направлениям долгосрочного социально-экономического развития страны, обозначенной в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Однако, прежде всего, стоит отметить, что особенностью Стратегии является то, что ее разрабатывали на основе предложений ведомств, без привлечения внешних экспертов. Из-за формирования финального документа по «вертикали», методом компиляции предложений и планов развития органов исполнительной власти, возникли следующие проблемы:
— несогласованность планов разных отраслей
— преимущественно количественные, а не качественные показатели развития
— неоднородный состав подразделов стратегии
Соответственно, при разработке основных положений стратегии могли быть допущены существенные ошибки.
Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации единые требования (нормативные документы) по подготовке стратегических документов социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, общие методологические подходы к долгосрочному планированию регионального развития обусловливают необходимость учета в Стратегии основных требований. В соответствии с проектом Методических рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разработанных Минрегионом и описанным в приказе №14 от 27.02.07, «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации», Стратегия развития региона представляет собой систему мер, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи — и эффективная ее реализация не в последнюю очередь зависит от правильного целеполагания и расстановки приоритетов, которые, в свою очередь, обеспечиваются за счет качественного анализа исходных данных (которые должны отражать действительное положение дел). В случае, если в стратегии есть существенные недочеты, добиться поставленных результатов становится проблематично.
Недочетом Стратегии развития Республики Башкортостан является некорректный подход к постановке целей. Рассмотрим первый блок документа — «стратегический анализ уровня устойчивого развития республики».
Не подвергая сомнениям истинность озвученных данных, можно заметить, что данные по большинству показателей приведены за 2007, докризисный год. Кризис 2008-2009 годов оказал серьезное влияние на структуру мировой и российской экономики — и соответственно, сказался на Башкортостане. Видится абсолютно нерациональным опираться на устаревшие данные при разработке долгосрочных программ развития; равно как и неясен мотив разработчиков стратегии приводить данные наиболее успешных с точки зрения экономического развития годов в условиях необходимости оперативного реагирования на стоящие перед республикой вызовы, связанные, в том числе, с падением цен на нефть и финансовым кризисом.
Более того, данный раздел представляет собой скорее подборку сведений о социально-экономическом положении республики. То есть, пропущена важнейшая составляющая этого раздела — анализ приведенной информации. Разработчики стратегии переходят к конкурентным преимуществам (не уделяя внимания недостаткам), а затем — к описанию сценарных условий реализации стратегии.
Такой резкий переход от сырых данных к выводам, отсутствие SWOT-анализа по итогам раздела с общей характеристикой республики приводит к тому, что разделы о конкурентных преимуществах строятся на субъективных идеях разработчиков стратегии и отличаются крайней скудностью наполнения.
Так, например, единственным внешним фактором развития называются мировые цены на нефть. Разумеется, учитывая значительный вклад от нефтедобычи и обрабатывающей промышленности в бюджет Башкирии, мировые цены на нефть оказывают влияние на развитие республики, однако считать их единственным внешним фактором неразумно.
При оценке внешних факторов следовало бы уделить внимание анализу:
— макроэкономической ситуации в Российской Федерации
— действий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие Республики Башкортостан
— экономико-географическое положение субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире
— степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов
Кроме того, описано всего два варианта развития — инерционный и инновационный; отсутствуют негативные прогнозы развития, оценка рисков и угроз экономике республики. Сценарный анализ должен проводиться с использованием многофакторной модели, чего в данном случае не происходит.
Выбор скудно описанного инновационного варианта развития не основан на взвешенном анализе всех возможных условий, и его реализация (исходя из содержания раздела) возможна лишь по одной схеме: продажа нефти/продуктов ее переработки и инвестирование вырученных денег в развитие других производств.
Такой подход нельзя называть инновационным. Строить планы инновационного развития экономики, считая доходную базу от продажи нефти основным фондом для модернизации, неразумно. Учитывая импортоориентированность Республики Башкортостан (особенно в секторе товаров с высокой добавленной стоимостью и продуктов высокотехнологичных производств), на снижение которой должны быть направлены меры, предполагать, что дальнейшее развитие и диверсификация экономике возможны за счет нефтедобычи, нерационально. Как показывает исторический опыт, при наличии востребованных ресурсов развитие высокоэффективных секторов экономики осложняется, поскольку за период ориентации на сырьевую экономику создаются негативные стимулы для развития отраслей, имеющих высокий потенциал роста и продукция которых отличается более высокой добавленной стоимостью.
Обеспечивая конкурентоспособность экономики Республики Башкортостан на текущем этапе развития, нефтяной сектор одновременно является основным источником рисков для социально-экономического развития региона в будущем. Безусловно, дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей и химической отраслей важно для улучшения экономического состояния, однако сохранение за ними лидирующей роли представляет угрозу для модернизации высокотехнологичных производств.
Итак, без комплексной оценки ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Башкортостана, разработчики выделяют конкурентные преимущества и составляют прогнозы развития, а затем переходят к выделению целей, приоритетов и задач стратегии.
Заметный перекос ориентации стратегии на развитие экономики вместо комплексного развития социально-экономической сферы подтверждается не только диспропорциональными объемами экономического и социального блоков документа, но и тем, что 4 из 5 приоритетов стратегии посвящены экономическому развитию. При этом последний, пятый приоритет развития человеческого потенциала говорит скорее только о повышении качества жизни населения. Учитывая заявленный переход к новой модели экономики, основанной на инновациях и повышении эффективности труда, разумно было бы повысить приоритет развития человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности которого является важнейшим элементом на пути к заявленным в стратегии целям.
Основная идея развития Республики Башкортостан, выделенная на основе целей, задач и приоритетов стратегии, может быть сформулирована как «развитие экономики и повышение качества жизни за счет модернизации приоритетных отраслей».
Главной составляющей инновационной модели развития можно назвать комплексную модернизацию экономики. Планируемые направления модернизации, в общих чертах обозначенные в разделе, дополняют идейную конструкцию документа.
На основе анализа двух первых разделов стратегии развития республики Башкортостан можно сделать следующие выводы. Отсутствие концепции стратегического планирования и желание обеспечивать все потребности региона своими силами, (не принимая в расчет положение региона на мировом рынке, взаимоотношения с соседними регионами и странами), говорит не только о превалировании административных способов принятия умозрительных решений в ущерб рыночным, но и о том, что основными ценностными позициями стратегии являются консерватизм и изоляционизм.
Обособленное развитие региона с опорой только на свои силы, увеличение эффективности производств, позиционирование Башкирии как одного из опорных регионов российской экономики — идеи, вытекающие из текста разделов, посвященных общему анализу и постановке целей.
Выявленные при анализе недостатки стратегического планирования и оценки потенциала и угроз для развития республики позволяют предположить, что, хоть основные направления реализации стратегии в части экономки и выбраны верно, но из-за недостаточной их проработанности возникает угроза возможности реализовать поставленные задачи. Кроме этого, возникает ощущение, что стратегии не хватает конкретных идей, мер и предложений. Более того, отсутствуют определенные рекомендации и управленческие механизмы, на которые предстоит опираться исполнительной власти.
Стратегия не дает представления об определённой методологии планирования, как системы, состоящей из трёх крупных блоков: социально-экономического, пространственного и территориального планирования, отсутствует единая методологическая составляющая. Содержание Стратегии носит крайне разбросанный характер, в содержательной части о развитии различных отраслей практически не прослеживается заявленный в качестве стратегической цели переход к устойчивому развитию Башкортостана.
Заявленное в качестве цели позиционирование Башкортостана как опорного региона России не раскрывается в Стратегии.
Между тем, правильные решения в области позиционирования необходимы на всех уровнях:
—общегосударственном, макрорегиональном (решение крупных межрегиональных проблем)
— региональном (экономический район, Федеральный округ)
— внутрирегиональном (в том числе, муниципальный) уровнях.
Успешное позиционирование региона на всех уровнях могло бы дать возможность направлять развитие более целостно и успешно интегрировать различные отрасли в общемировую и общероссийскую экономику.
Также в документе отсутствуют предложения по совершенствованию пространственной структуры экономики республики с учетом тенденций социально-экономического развития, а также межрегиональных связей.
Более того, в документе нет анализа инфраструктурной обеспеченности территории республики, выработанной системы комплексного развития инфраструктуры. А ведь состояние и уровень развития инфраструктуры являются определяющим фактором конкурентоспособности региональной экономики. Особое значение имеют отрасли, обеспечивающие функционирование производительных сил территории (транспорт, электроэнергетика).
Кроме того, для развития социальной обеспеченности и повышения комфортности проживания населения в регионе с точки зрения развития инфраструктуры важными являются такие отрасли, как социальное и жилищное строительство, развитие информационно-коммуникационного сектора.
В части стратегии, посвященной социальной сфере, также присутствуют значимые недоработки. Несмотря на то, что в стратегии человеческий потенциал называется главным источником экономического роста и социального прогресса, социальная сфера в целом не рассматривается в как фактор стратегического развития. Ее значение для достижения поставленных целей экономического развития, в том числе инновационного, не раскрыто.
Система задач развития социальной сферы описана достаточно разрозненно, Структура «дерева задач» не проработана, отдельные задачи не связаны друг с другом и с задачами развития других секторов. Вообще, в Стратегии описан лишь один вариант развития, инновационный, и для обоих ее частей — и экономической, и социальной, не представлено альтернативных мер развития в условиях изменения общей экономической ситуации региона.
Также меры в части социального развития недостаточно обоснованы с демографической точки зрения из-за отсутствия ссылок на результаты демографического прогноза, в том числе прогнозов миграции, а также реализованных на основе демографического прогноза прогнозов экономической активности и образовательного состава населения.
Развитие сферы социальных услуг должно рассматриваться как фактор, повышающий привлекательность проживания на территории округа, и как одно из направлений инновационного развития.
Анализ блока о социальном развитии в целом говорит о том, что задача развития человеческого капитала не раскрыта. Например, совершенно не уделено внимание экологии — а вопросы развития человеческого капитала и качества жизни не должны рассматриваться в отрыве от проблем экологии и пространственно-территориального развития.
Социальному блоку присущ традиционный «патерналистский» подход, при котором любая проблема решается путем увеличения бюджетного финансирования без анализа эффективности и результативности новых и существующих расходов
Заключение
В заключении можно сказать, что Стратегия как целостный документ нуждается в существенной доработке и согласовании разных ее частей.
Необходимо тщательно проанализировать:
— современное состояние, проблемы и возможности развития экономики и социальной сферы республики
— сформулировать цели и задачи развития с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации, Приволжского федерального округа, специфики текущего состояния и конкурентного потенциала республики
— разработать базовые сценарии развития на основе результатов анализа
— определить задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных секторов экономики, социальной сферы, науки и технологий
— дать предложения по совершенствованию пространственной структуры экономики республики с учетом тенденций социально-экономического развития и межрегиональных связей
Кроме этого, в документе отсутствуют предложения по разработке системы мер государственного управления, нацеленных на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. В рамках таких мер возможно провести разработку системы управления развитием с углублением обратной связи, т.е. оформить институты развития.