У интеллектуалов из тех, что "в теме", появилось новое занятие — начинается обсуждение Доклада Института национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз: Северный Кавказ и Поволжье», презентация которого состоялась 14 мая. Среди авторов исследования – авторитетные эксперты, ученые и политологи – Михаил Ремезов, Ярослов Бутаков, Андрей Епифанцев, Раис Сулейманов, последний знает ситуацию «изнутри». Руководитель исследовательской группы, президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов – известный политолог, вырабатывающий рекомендации для федеральных органов власти.
Неожиданные выводы
В исследовании сделано несколько интересных и неоднозначных выводов. В частности, ставится под сомнение целесообразность противопоставления традиционного ислама радикальным течениям. По мнению авторов доклада, актуализация темы ислама в любом виде лишь способствует его радикализации.
Еще один важный вывод: радикализация ислама и рост национал-сепаратизма – это результат неэффективной политики по решению социальных вопросов. Национализм и радикализм усиливаются в национальных регионах вместе с ростом протестных настроений по стране в целом. Если в столичных городах люди выходят на Болотную площадь с либеральными лозунгами, то в национальных регионах протестующие объединяются под националистическими и исламистскими флагами. Сегодня через политических манипуляторов практически любому проявлению социального недовольства можно придать национальную или религиозную окраску.
Отмечается также тенденция к поддержке сепаратистов и радикальных Исламистов правящей элитой Татарстана. В Башкирии, читают эксперты, «ситуация во многом аналогична татарстанской за исключением одной новой тенденции».
«В республике началась интересная трансформация национализма. Раньше это был "национализм власти"… Теперь национализм все больше становится "национализмом оппозиции". Основным центром притяжения в политическом поле для них выступает ранее судимый оппозиционный предприниматель Альберт Мухамедьяров…»
Не остался без внимания авторов доклада и тот факт, что весной-летом 2012 года состоялись визиты татарских сепаратистов в Удмуртию и Башкортостан, где они приняли участие в мероприятиях местных националистов. Наметился альянс "Азатлыка" с башкирской молодежной националистической организацией "Кук буре" …
В кратком изложении выводы по распространению радикальных течений и национализма в Башкирии звучат так.
— В республике началась интересная трансформация этнонационализма из "национализма власти" в "национализмом оппозиции".
— Произошло сближение ранее открыто противостоявших друг другу башкирских и татарских националистов
— Это сближение, как и трансформацию этнонационализма, используется различными силами, в частности, ранее судимым предпринимателем Мухамедьяровым, преследующим свои политико-коммерческие интересы.
Рассмотрим эти тезисы более подробно
Национализм власти становится национализмом оппозиции
Как считают эксперты из Башкирии, знакомые с ситуацией не понаслышке, авторы доклада совершенно правильно зафиксировали, что со сменой власти в Башкирии летом 2010 года сменилась и национальная политика региональной власти. Так называемый "управляемый этнонационализм" канул в прошлое.
Все помнят как при почти открытой поддержке республиканских властей проводились антифедеральные мероприятия. Министерством культуры и национальной политики и председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике К. Давлетовой поддерживались мероприятия Союза башкирской молодежи, организации, прославившейся срыванием бело-сине-красного триколора и сжиганием макета российского паспорта, созданием полувоенных лагерей, визитами в Чечню и контактами с Басаевым и другими полевыми командирами.
На бюджетные деньги проводились сугубо этнические мероприятия, на которых принимались разного рода заявления, обращения и прочие тексты с весьма специфическим содержанием.
« Раньше это был "национализм власти": националисты в своем большинстве были лояльны региональной администрации и выступали "против Москвы". За это они, как принято считать, местными властями поддерживались. Теперь национализм все больше становится "национализмом оппозиции". Старые официозные "националисты" (типа Исполкома Всемирного Курултая башкир, большая часть молодежной националистической группировки "Кук буре", а также, например, Татарский общественный центр Башкирии) выпали из политической повестки, а наиболее радикальное их крыло примкнуло к оппозиционным по отношению к действующей республиканской власти группировкам.» — отметили авторы Доклада ИНС.
Сближение татарских и башкирских этнонационалистов
Башкирские националисты уже несколько лет пытались найти поддержку у татарских и угро-финских националистов, но до поры эти попытки были малоэффективными. Представители угро-финских народов, проживающие на территории Башкирии, наряду со всеми «нетульными» этносами подвергались дискриминации со стороны этнократического режима Муртазы Рахимова. Сближению с татарскими националистами противодействовал вопрос о «западных башкирах» и языковая политика рахимовщины, когда татарские дети вынуждены были в принудительном порядке изучать башкирский язык в ущерб родному татарскому. Длительность провозглашенного в 2012 году союза татарского национал-радикалов из СТМ «Азатлык» и башкирского «Кук-буре» подвергалось сомнению именно из-за «языкового конфликта», так как"кук-буристы" настаивают на обязательном изучении башкирского языка.
Объединяющим фактором для альянса этнонационалистов разных регионов мог служить только антифедерализм и антиправославие. «Не исключена вероятность того, что сепаратисты всех национальных республик региона могут сблизиться между собой на общей почве вражды к православию как к символу российского присутствия».
В последнее время, как справедливо отметили авторы доклада, произошло сближение ранее открыто противостоявших друг другу башкирских и татарских националистов. Кооперация национал-сепаратистов на укрепляющейся базе интеграционной антироссийской идеологии панисламизма или пантюркизма демонстрирует, что независимый Татарстан или Башкортостан по образцу европейского национального государства становится все менее привлекательной целью для сепаратистов. Зато все более конкретные очертания получает другая цель: создание на территории большей части России "Большого Турана" или "Золотой Орды". «Можно ожидать совместных выступлений против ДУМов, представляющих традиционный для обоих народов ислам ханафитского мазхаба, воспринимаемый сепаратистами как атрибут российского "колониального господства"».
Бизнес на этнонационализме и ваххабизме
Для объединения далеко не симпатизирующих друг другу татарских и башкирских этнонационалистов могла объединять только третья сила, чьи интересы лежат вне национальных вопросов. Этой силой, считают авторы доклада, оказался Альберт Мухамедьяров.
«Так, "башкиры" Азамат Галин, Рамиля Саитова, Динар Зайнуллин, Рамиль Хисаметдинов, Азат Сальманов, Ирек Агишев, Рамиль Рахматов оказались в лагере Мухамедьярова вместе с "татарами" Мажитом Хузиным, Каримом Яушевым, Кадерле Имамутдиновым, Рамилем Хусаиновым. Мухамедьяров теперь разворачивает кампанию по защите прав одновременно и башкир, и татар: татарские националисты в его лагере утверждают, что в республике ущемляются интересы татар, а башкирские — соответственно башкир».
Мухамедьяров, по мнению экспертов из Башкирии, умудряется сидеть на двух стульях. "Благодаря поддержке Мухамедьярова, возобновился выход несколько лет не финансировавшейся газеты татарских националистов "Халыкихтиаре" и башкирской националистической газеты "Халыкhузе". Каждая из них издается заявленным тиражом 120 тысяч экземпляров и является жестко оппозиционной по отношению к действующей власти". Даже беглое знакомство с текстами последних номеров этих изданий свидетельствует о том, что в газетах публикуются весьма однобокие материалы, нацеленные на одну единственную цель – удовлетворение политических амбиций заказчика. Только спонсор этой газеты, оказывается, является "истинным защитником интересов татар Башкортостана" и чуть ли не духовным лидером татар
Одной из причин ставки оппозиционеров от бизнеса на союз с башкирскими националистами, отмечают эксперты, послужило изменение баланса сил во власти. «Новый президент республики Рустем Хамитов стал вытеснять команду прежнего главы региона Муртазы Рахимова, долгие годы негласно поддерживавшего башкирских сепаратистов. Ориентируясь на поддержку "старых элит", Мухамедьяров взял курс на альянс с башкирскими сепаратистами и "кланом Рахимова", что может привести к усилению националистического вектора в пока еще разнонаправленных и несфокусированных протестных настроениях в регионе».
Здесь встретились интересы контрэлит, ищущих отличную от официальной повестку и готовых за нее платить, и интересы второй волны националистов, которые в отличие от первой волны ("идейной") готовы монетизировать свой национализм. Этнонационализм в подобной ситуации усиливает свои позиции за счет появления у него финансовой подпитки и общего роста протестных настроений.
Поддержка этнонационалистов плавно перетекает в поддержку религиозного экстремизма. «Уже упомянутый выше спонсор националистических группировок Мухамедьяров в последнее время был замечен и в поддержке религиозных экстремистов. В частности, прошедший в середине марта 2013 года в Уфе митинг протеста "против притеснений мусульман", в котором приняли участие около 400 человек (в основном членов "Хизбут-Тахрир"), был инициирован с помощью избирательного штаба Мухамедьярова и создаваемой им "Всероссийской партии народного управления" и широко освещался СМИ, принадлежащими предпринимателю».
Кстати, о партии. Во многих многонациональных странах Западной Европы с развитой, как принято считать, демократией, таких, как например, Швейцария или Италия, использование национальных, а тем более, религиозных лозунгов в деятельности политических партий запрещено.
Но Мухамедьяров из-за своих непомерных политических амбиций пытается соединить несоединимое. Он пытается использовать не только татарский фактор, но и недовольство некоторых особо радикальных представителей башкирских общественных организаций, которые при новой власти были отстранены от бюджетной кормушки и жаждут восстановления прежнего положения вещей, когда доминировала идеология и практика "управляемого национализма" с его особым положением для «коренных». .
Заключение
Безусловно, политические манипуляторы типа Мухамедьярова и его нового "татаро-башкирского" окружения, как писал один из классиков, страшно далеки от народа. Никакого существенного влияния на умы вменяемых сограждан они не окажут, но вот их деятельность по "защите интересов народа" может здорово навредить межнациональной стабильности. И уж конечно использование в своих политических акциях религиозных радикалов ни к чему хорошему не приведет
Никто не отрицает, что в многонациональном регионе, каким является Башкирия, нет проблем национально-культурного или языкового характера. Например, проблема преподавание языков в общеобразовательных школах, язык вещания ТВ и радио, печатных СМИ. Но все эти вопросы, сейчас, Слава Богу, можно спокойно поднимать и обсуждать без всякой национальной или религиозной подоплеки, тем более без их политизации.
Толерантность населения нашей республики вырабатывалась в течение длительного времени в процессе многовекового общения и её уровень достаточно высок. Безусловно, большинство граждан прекрасно понимают чего на деле хотят те, кто в своих политических амбициях используют сверхчувствительную и эмоциональную национальную или религиозную тему. Но среди людей, особенно молодежи, всегда найдутся те, кто клюнут на эту наживку. Нужна ли нам в Башкирии новая Кондопога?
Поэтому, считают наблюдатели, экспертное сообщество должно привлечь внимание государственных органов к возможным последствиям подобной деятельности некоторых "игроков от бизнеса" и в предпринимать контрмеры для нейтрализации политических мобилизаторов национально-религиозного вопроса. В этом можно полностью согласиться с выводами авторов представленного доклада.