Башкирия: краеведов Уфы обвинили в башкирофобии…

Любовь к родному городу некими авторами-евразийцами приравнивается ныне  суть ли не к  экстремизму. Докатились! В «Бельских просторах», некогда верном рупоре рахимовщины, появилась статья, начинающаяся весьма своеобразно:  В последние лет десять мы наблюдаем неожиданный рост интереса к истории нашего города со стороны уфимцев, прежде всего, молодого и среднего поколения.

То есть по мысли автора в 2001-м никто историей Уфы не интересовался, а с 2003-го вдруг «неожиданно» начали интересоваться. Интересоваться начали, пишет высокомерно автор, «даже простые люди». Как будто простые люди – недоумки какие-то. 

Всегда были люди, которые интересовались родным или ставшим родным городом. Кого-то уже нет, а кто-то и поныне здравствует. Петр Ищериков, Флюра Ахмерова, Юрий Узиков, Игорь Степанов-Зорин, Андрей Словохотов, Сергей Шушпанов, Владимир Захаров, Павел Егоров, Михаил Роднов, Римма Гадельшановна, Анатолий Чечуха, Сергей Круль, Михаил М., Светлана Истомина, Василий Грачев,  татарские мурзы… Все те, с кем мы подписывали письмо с просьбой установить памятник Нестерову. 

Многих не назвала, простите уж. Это совершенно разные  люди. Убеждения у всех – разные. В разное время они заинтересовались прошлым Уфы. Их объединяет одно —  любовь к родной Уфе.

Кураи, кураи, кругом одни кураи 

«Увлeчeниe всем, связанным с Уфой, приобрело даже эксцентричные формы»,  —  изумляется автор. 
А дальше начинается  неприкрытый пиар  одного из «истоковцев», мало кому известного поета и его движения «уфацентризма». Широкому читателю фамилия истоковца ничего не скажет и вдаваться в  его измышления  не считаю нужным. Скажу лишь , что рассуждегия  истоковца м об Уфе сильно смахивают на бредни курултаевца из   Зианчуринского района, утверждавшего, что  Уфе нужны памятники кураю и не нужны «купеческие дома». О ненужности «купеческих домов», отдадим  должное истоковцу, он не говорит, как и о их нужности, зато  он  мечтает о высокой башне в виде курая и  такой же арке. Кураепоклонство  продолжается. Истоковец предлагает создать «свою «идею Уфы», которая будет привлекательна для других. Тогда якобы и наша жизнь в родном городе будет комфортнее, и жителей других городов и даже стран Уфа начнет интересовать».

Попиарив истоковца,  евразиец бросается в  море политики,  разыскав в Башкирии «внесистемную оппозицию в лице русских национал-либералов, которые требуют упразднения Башкирской республики и возвращения к административно-территориальному образованию – Уфимской губернии или краю, активно эксплуатируют образ Уфы как губернского «русского города» 

Где они, русские национал-либералы, кто они? Ну ведь не жириновцы же? И уж конечно не  Архзащита. 

Уфы уже нет? 

Желание видеть Уфу Уфой евразиец-традиционалист обзывает  «уфаманией» и выделяет в ней «три направления»: краеведческое, суть которого можно выразить лозунгом: «сохраним старую Уфу»; «местечково-патриотическое» – с лозунгом «создадим уфимский миф, который сделает жизнь комфортнее»; политическое – с лозунгом «Уфа – русский город». При этом, считает традиционалист, «первое и третье направления непосредственно смыкаются».  Потому что «эти направления объединяет одно – желание представить все так, что существует некая уфимская традиция, наследниками которой являются современные жители Уфы, они только должны вспомнить эту традицию и беречь ее («краеведы»), а также отстаивать перед этнократической экспансией («русские национал-либералы»). 

Автор  же уверен, что «уфимская традиция давно уже прервалась и подавляющее большинство жителей современной Уфы не имеют к Уфе дореволюционной никакого отношения. Более того, в наши дни Уфы как того же самого города и вообще как города в европейском смысле слова не существует». 

Автор, видимо, перегрелся на солнышке. Автору, конечно же, невдомек, что  лондонская (парижская, московская, иркутская) традиция давно уже прервалась и подавляющее большинство жителей современного Лондона (Парижа, Москвы, Иркутска)  не имеют к Лондону эпохи королевы Виктории (Парижу времен   постройки Эйфелевой башни, Москвы времен Юрия Долгорукого, Иркутска времен  декабристов) никакого отношения. В Лондоне темнокожих первоклашек уже больше чем белых, но Лондон остается Лондоном, не так ли? 

«Подавляюще большинство современных жителей Уфы не имеют никакого отношения к губернской Уфе начала ХХ века и ее истории»  — открывает Америку наивный традиционалист. Знал бы он, что подавляющее большинство населения любого крупного и достаточно «взрослого», привлекательного для миграции города, не имеет никакого отношения к этому же городу образца  начала ХХ века и его истории.  Любого! 

Не думает же он, что  арабы Парижа или турки Западного Берлина имеют какое-то отношение к Парижу  и Берлину времен начала первой мировой войны? 

Утверждение о том, что Уфы как города в наши дни вообще не существует, и вовсе не выдерживает никакой критики. Автор предполагает, Уфа состоит из разрозненных  слободок.  Так оно и есть. Однако  между  жителями, скажем, Черниковки и Демы гораздо  больше общего, чем между   жителями центра и эмигрантских кварталов любых крупных городов Старого и Нового света. 

Облажался

И для чего, спрашивается, затеял эту мутотень   евразиец-традиционалист? Ну конечно же, чтобы обвинить неких  местных национал-либераловс  и краеведов в башкирофобии.   Приплыли… 
Из-за башкирофобии русских национал-либералов   «вполне ожидаем был симметричный ответ на него со стороны башкирской интеллигенции. Речь о спорах вокруг городища Уфа-2, которое академик Мажитов объявляет остатками древнего «города Башкорт», якобы существовавшего на территории Уфы еще 1500 лет назад». 

Надо же , традиционалист  сдал «город Башкрот». Офигеть…  Цитирую:
Несомненно, на рубеже XX–XXI вв. сформировалось новое поколение башкир, которые выросли в Уфе и, в отличие от своих отцов и дедов, уже не связывают себя с определенным районом и селом республики, они хотят быть уфимцами не только по месту жительства и по прописке, но и по самоощущению, но концепция Уфы как русского города не оставляет им такой возможности. Потому они изобретают другую башкирскую Уфу – занятие столь же опасное и провокационное, как и изобретение русской Уфы.

А теперь кое-что вспомним. Приехал в русскую Москву грузин Окуджава. Написал  песню про Арбат. Приехал в Москву абхазец Искандер. Написал множество прекрасных произведений.  Татарка Ахмадуллина… Немец  Шнитке… Ну вы меня пони маете, не правда ли?  Никто ничего не изобретал, и никому не мешало, что  Москва — русский город.    

Традиционалист то ли  сознательно врет, то ли тупит. 
Свидетельствует археолог Владимир Иванов:
— Ситуация коренным образом изменилась в 2006 году, когда, в результате начавшихся на городище Уфа-П (в историческом центре современного г.Уфы) раскопок (экспедиция Башкирского государственного университета под руководством Н.А.Мажитова, А.Н.Султановой, Ф.А.Сунгатова), в республиканских СМИ, а затем и на страницах научного издания «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» стала пропагандироваться идея «о существовании на территории современной Уфы большого башкирского города под названием «Башкорт» или «Уфа»1. 

Какие русские национал-либералы юыли у нас в Башкирии в 2006 году, спрашивается? «Уфагубъ» начал выходить в конце 2006-го, в декабре. Я пришла в эту тему в конце 2008-го года, после закрытия «Уфимского меридиана». 

Энтузиасты вроде Егорова  к этому времени уже давно занимались своим делом – спасением памятников  истории и архитектуры.  Так на что же так бурно среагировали Мажитовы? На   песни Сергея Круля или статьи Михаила  Роднова, которые  никак с Уфагубом  и  русскими национал-либералами связаны не были? На раскопки Овсянникова? На общество краеведов Флюры Ахмеровой? 

Облажался евразиец-традиционалист. Крупно облажался с этой  своей статьёй про баширофобию краеведов. 

Страшилки традиционализма

Три года назад другой традиционалист пугал нас разъяренными аульными массами. Этот, евразийский пугает сегодня краеведами: «Если будут изобретены русская и башкирская, то мы будем иметь две конфликтные уфимские идентичности, что небезопасно для городского сообщества». Заканчивается этот своеобразный  политический донос  на  краеведов прославлением совка: недаром же на холме, где когда-то был Уфимский Кремль, в советские времена был воздвигнут пaмятник, посвященный дружбе русского и башкирского народов. 
Евразиец-традиционалист запамятовал, что за год перед тем, как поставить  памятник, столь любезная ему советщина взорвала Троицкий  (Смоленский собор). 

Что же предлагает нам  евразиец-традиционалист? Восстанавливать разрушенное, спасать ещё целое? Ах  что вы, это же башкирофобия.   Традиционалист от совка предлагает забыть традиции Уфы —  ради мира на всей земле и дружбы. 

Сегодня нам ради дружбы предлагают забыть прошлое  и традиции Уфы ,  завтра предложат церкви закрыть… 
Я рассматриваю опус евразийца-традицоналиста как попытку надавить на краеведов и историков,  да попутно и  оболгать их. Вот только давление вызовет, скорей всего, обратный эффект. 

Если некий поет-истоковец что-то там тужится изобрести, ко всем краеведам это не относится.  Нам, уфимцам, ничего изобретать не надо. Мы, я и мои  единомышленники, ничего не забыли, а если и забыли – краеведы нам  напомнят. 
Всё, что ни делается, к лучшему. Современные Бельские просторы и традиционалисты  в очередной раз показали свое истинное лицо.  И если уж традиционалоисты отказались от   идеи о городе Башкорт, то это говорит о многом. 
Растет интерес русского населения региона  к культуре русских Башкирии. Русские вспоминают о Михаиле Нестерове и Евграфе  Гладышеве.  Русские начали понимать, кто действительно понаехал в Уфу,  кто и почему хотел Уфу взять во время пугачевского бунта,  от кого  её защищали уфимцы. 

Если кому-то это не  нравится, то тем хуже для него.

23 июля 2013 Общество
Источник: http://enekrasova.livejournal.com/134117.html

Еще новости