Любовь к родному городу некими авторами-евразийцами приравнивается ныне суть ли не к экстремизму. Докатились! В «Бельских просторах», некогда верном рупоре рахимовщины, появилась статья, начинающаяся весьма своеобразно: В последние лет десять мы наблюдаем неожиданный рост интереса к истории нашего города со стороны уфимцев, прежде всего, молодого и среднего поколения.
То есть по мысли автора в 2001-м никто историей Уфы не интересовался, а с 2003-го вдруг «неожиданно» начали интересоваться. Интересоваться начали, пишет высокомерно автор, «даже простые люди». Как будто простые люди – недоумки какие-то.
Всегда были люди, которые интересовались родным или ставшим родным городом. Кого-то уже нет, а кто-то и поныне здравствует. Петр Ищериков, Флюра Ахмерова, Юрий Узиков, Игорь Степанов-Зорин, Андрей Словохотов, Сергей Шушпанов, Владимир Захаров, Павел Егоров, Михаил Роднов, Римма Гадельшановна, Анатолий Чечуха, Сергей Круль, Михаил М., Светлана Истомина, Василий Грачев, татарские мурзы… Все те, с кем мы подписывали письмо с просьбой установить памятник Нестерову.
Многих не назвала, простите уж. Это совершенно разные люди. Убеждения у всех – разные. В разное время они заинтересовались прошлым Уфы. Их объединяет одно — любовь к родной Уфе.
Кураи, кураи, кругом одни кураи
«Увлeчeниe всем, связанным с Уфой, приобрело даже эксцентричные формы», — изумляется автор.
А дальше начинается неприкрытый пиар одного из «истоковцев», мало кому известного поета и его движения «уфацентризма». Широкому читателю фамилия истоковца ничего не скажет и вдаваться в его измышления не считаю нужным. Скажу лишь , что рассуждегия истоковца м об Уфе сильно смахивают на бредни курултаевца из Зианчуринского района, утверждавшего, что Уфе нужны памятники кураю и не нужны «купеческие дома». О ненужности «купеческих домов», отдадим должное истоковцу, он не говорит, как и о их нужности, зато он мечтает о высокой башне в виде курая и такой же арке. Кураепоклонство продолжается. Истоковец предлагает создать «свою «идею Уфы», которая будет привлекательна для других. Тогда якобы и наша жизнь в родном городе будет комфортнее, и жителей других городов и даже стран Уфа начнет интересовать».
Попиарив истоковца, евразиец бросается в море политики, разыскав в Башкирии «внесистемную оппозицию в лице русских национал-либералов, которые требуют упразднения Башкирской республики и возвращения к административно-территориальному образованию – Уфимской губернии или краю, активно эксплуатируют образ Уфы как губернского «русского города»
Где они, русские национал-либералы, кто они? Ну ведь не жириновцы же? И уж конечно не Архзащита.
Уфы уже нет?
Желание видеть Уфу Уфой евразиец-традиционалист обзывает «уфаманией» и выделяет в ней «три направления»: краеведческое, суть которого можно выразить лозунгом: «сохраним старую Уфу»; «местечково-патриотическое» – с лозунгом «создадим уфимский миф, который сделает жизнь комфортнее»; политическое – с лозунгом «Уфа – русский город». При этом, считает традиционалист, «первое и третье направления непосредственно смыкаются». Потому что «эти направления объединяет одно – желание представить все так, что существует некая уфимская традиция, наследниками которой являются современные жители Уфы, они только должны вспомнить эту традицию и беречь ее («краеведы»), а также отстаивать перед этнократической экспансией («русские национал-либералы»).
Автор же уверен, что «уфимская традиция давно уже прервалась и подавляющее большинство жителей современной Уфы не имеют к Уфе дореволюционной никакого отношения. Более того, в наши дни Уфы как того же самого города и вообще как города в европейском смысле слова не существует».
Автор, видимо, перегрелся на солнышке. Автору, конечно же, невдомек, что лондонская (парижская, московская, иркутская) традиция давно уже прервалась и подавляющее большинство жителей современного Лондона (Парижа, Москвы, Иркутска) не имеют к Лондону эпохи королевы Виктории (Парижу времен постройки Эйфелевой башни, Москвы времен Юрия Долгорукого, Иркутска времен декабристов) никакого отношения. В Лондоне темнокожих первоклашек уже больше чем белых, но Лондон остается Лондоном, не так ли?
«Подавляюще большинство современных жителей Уфы не имеют никакого отношения к губернской Уфе начала ХХ века и ее истории» — открывает Америку наивный традиционалист. Знал бы он, что подавляющее большинство населения любого крупного и достаточно «взрослого», привлекательного для миграции города, не имеет никакого отношения к этому же городу образца начала ХХ века и его истории. Любого!
Не думает же он, что арабы Парижа или турки Западного Берлина имеют какое-то отношение к Парижу и Берлину времен начала первой мировой войны?
Утверждение о том, что Уфы как города в наши дни вообще не существует, и вовсе не выдерживает никакой критики. Автор предполагает, Уфа состоит из разрозненных слободок. Так оно и есть. Однако между жителями, скажем, Черниковки и Демы гораздо больше общего, чем между жителями центра и эмигрантских кварталов любых крупных городов Старого и Нового света.
Облажался
И для чего, спрашивается, затеял эту мутотень евразиец-традиционалист? Ну конечно же, чтобы обвинить неких местных национал-либераловс и краеведов в башкирофобии. Приплыли…
Из-за башкирофобии русских национал-либералов «вполне ожидаем был симметричный ответ на него со стороны башкирской интеллигенции. Речь о спорах вокруг городища Уфа-2, которое академик Мажитов объявляет остатками древнего «города Башкорт», якобы существовавшего на территории Уфы еще 1500 лет назад».
Надо же , традиционалист сдал «город Башкрот». Офигеть… Цитирую:
Несомненно, на рубеже XX–XXI вв. сформировалось новое поколение башкир, которые выросли в Уфе и, в отличие от своих отцов и дедов, уже не связывают себя с определенным районом и селом республики, они хотят быть уфимцами не только по месту жительства и по прописке, но и по самоощущению, но концепция Уфы как русского города не оставляет им такой возможности. Потому они изобретают другую башкирскую Уфу – занятие столь же опасное и провокационное, как и изобретение русской Уфы.
А теперь кое-что вспомним. Приехал в русскую Москву грузин Окуджава. Написал песню про Арбат. Приехал в Москву абхазец Искандер. Написал множество прекрасных произведений. Татарка Ахмадуллина… Немец Шнитке… Ну вы меня пони маете, не правда ли? Никто ничего не изобретал, и никому не мешало, что Москва — русский город.
Традиционалист то ли сознательно врет, то ли тупит.
Свидетельствует археолог Владимир Иванов:
— Ситуация коренным образом изменилась в 2006 году, когда, в результате начавшихся на городище Уфа-П (в историческом центре современного г.Уфы) раскопок (экспедиция Башкирского государственного университета под руководством Н.А.Мажитова, А.Н.Султановой, Ф.А.Сунгатова), в республиканских СМИ, а затем и на страницах научного издания «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» стала пропагандироваться идея «о существовании на территории современной Уфы большого башкирского города под названием «Башкорт» или «Уфа»1.
Какие русские национал-либералы юыли у нас в Башкирии в 2006 году, спрашивается? «Уфагубъ» начал выходить в конце 2006-го, в декабре. Я пришла в эту тему в конце 2008-го года, после закрытия «Уфимского меридиана».
Энтузиасты вроде Егорова к этому времени уже давно занимались своим делом – спасением памятников истории и архитектуры. Так на что же так бурно среагировали Мажитовы? На песни Сергея Круля или статьи Михаила Роднова, которые никак с Уфагубом и русскими национал-либералами связаны не были? На раскопки Овсянникова? На общество краеведов Флюры Ахмеровой?
Облажался евразиец-традиционалист. Крупно облажался с этой своей статьёй про баширофобию краеведов.
Страшилки традиционализма
Три года назад другой традиционалист пугал нас разъяренными аульными массами. Этот, евразийский пугает сегодня краеведами: «Если будут изобретены русская и башкирская, то мы будем иметь две конфликтные уфимские идентичности, что небезопасно для городского сообщества». Заканчивается этот своеобразный политический донос на краеведов прославлением совка: недаром же на холме, где когда-то был Уфимский Кремль, в советские времена был воздвигнут пaмятник, посвященный дружбе русского и башкирского народов.
Евразиец-традиционалист запамятовал, что за год перед тем, как поставить памятник, столь любезная ему советщина взорвала Троицкий (Смоленский собор).
Что же предлагает нам евразиец-традиционалист? Восстанавливать разрушенное, спасать ещё целое? Ах что вы, это же башкирофобия. Традиционалист от совка предлагает забыть традиции Уфы — ради мира на всей земле и дружбы.
Сегодня нам ради дружбы предлагают забыть прошлое и традиции Уфы , завтра предложат церкви закрыть…
Я рассматриваю опус евразийца-традицоналиста как попытку надавить на краеведов и историков, да попутно и оболгать их. Вот только давление вызовет, скорей всего, обратный эффект.
Если некий поет-истоковец что-то там тужится изобрести, ко всем краеведам это не относится. Нам, уфимцам, ничего изобретать не надо. Мы, я и мои единомышленники, ничего не забыли, а если и забыли – краеведы нам напомнят.
Всё, что ни делается, к лучшему. Современные Бельские просторы и традиционалисты в очередной раз показали свое истинное лицо. И если уж традиционалоисты отказались от идеи о городе Башкорт, то это говорит о многом.
Растет интерес русского населения региона к культуре русских Башкирии. Русские вспоминают о Михаиле Нестерове и Евграфе Гладышеве. Русские начали понимать, кто действительно понаехал в Уфу, кто и почему хотел Уфу взять во время пугачевского бунта, от кого её защищали уфимцы.
Если кому-то это не нравится, то тем хуже для него.