Рассказываю. Сегодня в формате “Часа городской среды” рассказала Радий Хабиров и коллегам о сложившейся ситуации. В итоге принято решение произвести консервацию сохранных конструкций моста до принятия окончательного решения по его дальнейшей судьбе, запустить разработку проекта благоустройство прилегающей Набережной и городского Пляжа с целью реализации в 2020 году, а также проработать все возможные варианты по восстановлению моста.
Итак, обо всём по порядку:
В этом году в Белорецке реализовано аж 9 общественных территорий на сумму 24,5 млн.рублей. Выбор пространств и старт их реализация произошли еще до начала моей работы над городами Республики.
При этом Белорецк в тройке самых отстающих городов Башкирии согласно Индексу качеству городской среды, который подсчитывает Минстрой России для всех городов.
Что касается самого моста. По нему проведена экспертная оценка технического состояния, из которой следует, что порядка 60% конструкций разрушено, что представляет угрозу жизни и здоровья людей. Соответственно, мост признан аварийным, а его восстановление нецелесообразным. Неутешительная новость, что уж и говорить..
Институт развития городов Башкортостана совместно Alexander Starkov провели встречу с активными белоречанами, которые оперативно создали рабочую группу по вопросу моста. Обычно мы проводим более масштабные мероприятия с жителями, но в данном случае очень важно было услышать позицию каждого. Главный урок этого градостроительного конфликта очень прост — противоположным сторонам нужно чаще общаться! В итоге и доводы сотрудников служб МЧС, обеспокоенных безопасностью, и доводы защитников моста были услышаны. В качестве итога рассмотрены 2 сценария развития событий — как полное, так и частичное восстановление моста.
Тем временем, я глубоко разобралась с организационной и финансовой стороной этого вопроса. По аналогам рассчитала стоимость восстановления моста — серьёзная сумма в размере 30-50 миллионов рублей. Очевидно, что при разрушении опор моста более чем на 60% потребуется их замена, при том ограждения и перекрытия могут быть восстановлены частично из сохранившихся деталей, частично как реплика. При этом ежегодно потребуется порядка 120 тысяч на его содержание.
Итак, в сухом остатке с точки зрения финансирования, есть несколько способов реализации подобного проекта. Это скучно, но я опишу.
За счет бюджета:
В ходе рабочей командировки в Минстрой РФ выяснила, что Программа “Формирование комфортной городской среды” допускает строительство подобных объектов. Однако для этого потребуется согласование строительство объекта, внимание, в Министерстве экономического развития Российской Федерации, где необходимо представить обоснование бюджетных вложений. Помимо этого, нужно разработать проектно-сметную документацию на восстановление моста и пройти госэкспертизу. При этом инфраструктурные объекты, расположенные на водных объектах, требуют согласования с федеральными структурами по водным ресурсам. Короче, уйдут годы, пока этот сценарий будет реализован.
Включение объекта в Республиканскую Адресную Инвестиционную программу, что потребует серьезной работы Администрации района по обоснованию инвестиций и согласованию с отраслевыми ведомствами региона.
Финансирование за счет средств “Фонд развития моногородов”, который реализует в том числе строительство инфраструктурных объектов. В дальнейшем изучу подробно все детали этой программы, но пока складывается впечатление, что также потребуется обоснование инвестиций.
За счет внебюджета:
Строительство за счет средств спонсора (как, собственно, и было в 1936 году). В этом случае процесс прохождения экспертизы в разы проще, так как в проекте не задействованы бюджетные средства, за которыми у нас в стране тройной отчет.
Либо ещё вариант — краудфандинг. Это когда горожане скидываются и совместными усилиями реализуют объект. Знаю, звучит как утопия. Тем более для Белорецка — здесь уже объявлялся сбор, но ничем хорошим эта история не закончилась.
В общем, сейчас очевидно одно — проект сложный прежде всего с точки зрения организации процесса. И больше, чем деньги, ему нужен двигатель. Я очень надеюсь, что громкие заявления перерастут в реальные дела. А в городе Белорецк появится не только мост, но и сообщество жителей, которой смогло реализовать своё право на город!