Cамозанятый малый бизнес

По материалам Интерфакса от 21 сентября, Президент РФ В.В. Путин предложил на два-три года освободить самозанятых граждан (например, нянь и репетиторов) от уплаты налогов и обязательных взносов.
«Сейчас все согласны с тем, что никакого платежа в ближайшие два-три года не будет», — сказал Путин. «Нужно только довести это до конца. Все согласны уже. Это будет сделано в ближайшее время, надеюсь», — подчеркнул президент. (Кстати, инициатива, наконец-то озвученная Президентом, обсуждается в предпринимательском сообществе уже не менее 6-7 лет и в последний раз широко обнародовалась и предлагалась к внедрению «Деловой Россией» и Борисом Титовым в августе 2015 года).
В продолжение #проблемымалогобизнеса, обращусь к возможному законодательному регулированию предпринимательской деятельности самозанятых граждан.
В различных информационных источниках (не законодательных актах) даются следующие определения самозанятости.
Самозанятое население – это граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя деятельностью, собственно отвечая за уплату налоговых и страховых взносов. В категорию самозанятого населения принято относить индивидуальных предпринимателей, занятых личным подсобным хозяйством, членов кооперативов, занятых ИТД, а также нотариусов и адвокатов, а, кроме того — иных лиц, занимающихся частной практикой, и не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Под самозанятыми гражданами, о которых говорит Путин, видимо, подразумеваются работающие не по найму, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являющиеся безработными и не использующие труд наемных работников. По данным представителей руководства Минэкономразвития, в России к таким самозанятым можно отнести около 16 миллионов человек.
Предполагается, что в список видов деятельности для самозанятых должны попасть лица, осуществляющие технологически простые, нелицензируемые виды деятельности, связанные, в т.ч., с предоставлением услуг гражданам (примерные варианты):
• Таксисты;
• Парикмахеры;
• Бухгалтеры на аутсорсинге;
• Заготовители ягод, грибов;
• Частные врачи, массажисты;
• Владельцы гостиниц для домашних питомцев (кошки, собаки и т.д.);
• Мастера, выполняющие различные, технически несложные ремонтные работы;
• Репетиторы;
• Специалисты по уборке помещений и домашнему хозяйству;
• Лица, оказывающие мелкие бытовые услуги;
• Фотографы;
• Переводчики;
• Няни и гувернантки;
• Дизайнеры;
• Грузоперевозчики и грузчики;
• Лица, осуществляющие рыболовство и рыбоводство;
• Лица, осуществляющие производство и реализацию продуктов питания (хлебопеки, кондитеры, кулинары, повара и т.д.);
• Лица, осуществляющие розничную торговлю на временных ярмарках, выставках-продажах;
• Иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность самостоятельно — без наемных работников.
В целом, идея легализации столь значительного количества самозанятых представляется полезной, в первую очередь – для формирования в стране цивилизованного среднего класса, снижения криминогенных и коррупционных притеснений в отношении людей, трудящихся неофициально.
Как мне видится, организационно-правовая реализация такой легализации самозанятых потребует внесения ряда изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального (и, возможно, регионального) уровня. Положения о самозанятых могут быть внесены в ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» и (или) выделены в отдельный, новый федеральный закон, в чем-то аналогичный с ФЗ № 112 «О личном подсобном хозяйстве». Обязательно потребуется внесение соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые другие нормативные правовые акты.
Один из самых важных вопросов в ходе реализации рассматриваемой инициативы – это вопрос о том, сколько неофициально-самозанятых решат выбраться из тени. Всем понятно, что однажды засветившись в различных госреестрах и учетах, придется и дальше работать, соблюдая нормы законов, которые в период начальной «заманухи» привлекательны и ласковы, но с течением времени явно будут ужесточаться (в частности, в отношении роста налогов и сборов, установления дополнительных условий для осуществления предпринимательства, контроля, ответственности и прочих «плохих ништяков»).
Обратившись к методике «кнута и пряника» попробую сформулировать возможные общеприменимые меры по привлечению людей к самозанятой деятельности «в белую».
1. Пряники:
— освобождение (если верить Путину) от уплаты всех налогов и обязательных взносов на два-три года;
— полное отсутствие любого вида отчетности по самозанятой деятельности;
— государственная регистрация самозанятого и снятие его с регистрационного учета — в срок, не более чем 5 рабочих дней;
— распространение (по истечении упомянутых двух-трех лет) на самозанятых системы налогообложении, аналогичной патентной системы с постоянным, необременительным ежемесячным платежом (не превышающем, в моем понимании 1.500 руб./мес., т.д. не более 18.000 руб./год), включающим в себя оплату всех обязательных платежей (в т.ч., пенсионное, медицинское, социальное страхование);
— возможность приобрести патент на срок от одного полного месяца и автоматическое снятие самозанятого с учета при неоплате патента на дальнейшие периоды;
— возможность одновременного осуществления одним гражданином в качестве самозанятого – до 3-5 видов деятельности (но не менее трех видов);
— максимально широкий (до нескольких сотен) и очень подробный перечень видов деятельности, которые могут осуществлять самозанятые граждане;
— ответственность за нарушения при осуществлении самозанятой деятельности – в размерах, определенных законодательством, для физических лиц;
— большее доверие к официально зарегистрированному самозанятому специалисту, легально работающему под своей вывеской — со стороны потребителей его продукции (работ, услуг);
— возможность для самозанятого официально оформлять на себя банковские и иные кредиты и займы.
Кроме уже перечисленных «пряников», увеличить количество регистрируемых самозанятых, по моему мнению, может предоставление им таких льгот, как:
— снижение ставки налога на имущество физических лиц, используемое ими в самозанятом предпринимательстве (ст. 380 НК РФ позволяет субъектам РФ дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов имущества);
— распространение на самозанятых специальных государственных и муниципальных программ, предоставляющих бесплатные услуги в области обучения и консультирования по вопросам: создания и эффективного развития бизнеса, повышения качества и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, кадрового обеспечения деятельности, успешного сбыта продукции, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в бизнесе и т.д. и т.п.;
— другие, понятные и легко реализуемые на всех уровнях преференции.
2. Кнуты (если гражданин занимается предпринимательством без госрегистрации):
— административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ): наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 2000 руб. – за каждое выявленное нарушение (сколько раз поймают – столько раз заплатишь!);
— уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ст. 171 УК РФ): 
а) если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (более 2 млн. 250 тыс. руб.): штраф до 300.000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода за период до 2-х лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев;
б) если это же деяние совершено организованной группой, либо сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере (более 9 млн.руб.): штраф в размере от 100.000 руб. до 500.000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80.000 руб. и т.д.
— быстро развивающееся у государства стремление к всеобъемлющему и тщательному контролю со стороны налоговиков и полиции в отношении предпринимателей – для выявления лиц, осуществляющих незаконное предпринимательство (новые компьютерные технологии, все более совершенные базы данных, расширение возможностей для получения информации из различных источников и т.д.).
3. Кнуты-2 (со стороны субъектов, действующих вне правового поля и использующих незаконность теневой предпринимательской деятельности в качестве слабой позиции нелегала: «как его не обирай, все равно не будет жаловаться, раз сам закон нарушает и под статьей ходит!»):
— поборы со стороны криминалитета;
— вымогательство взяток недобросовестными правоохранителями и чиновниками;
— незаконная, подчас чрезвычайно жестокая, конкуренция со стороны таких же нелегалов, осуществляющих аналогичную деятельность.
Каждый еще не зарегистрировавшийся предприниматель, после выхода нормативных правовых актов о самозанятости, должен будет сравнить совокупность «пряников» и «кнутов» для своего конкретного бизнеса и понять, в каком статусе у него будет больше доходов и меньше рисков. И только после этого принимать решение о форме своей дальнейшей предпринимательской деятельности. Ну, а государство, если оно действительно хочет легализовать в качестве самозанятых от 16 до 25 миллионов своих «робких» граждан, просто обязано, как минимум, предоставить им все упомянутые мной льготы и преференции, а то и заметно их расширить.


14 октября 2016 Бизнес Власть и закон Общество
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1840785920...

Еще новости