Ответ: это всё типы регулируемых пешеходных переходов в Великобритании:)
Неделю назад я перевёл руководство по пешеходным переходам Ирландии. Пришло время мне прокомментировать и популяризовать некторые моменты из данного руководства. А про Зебру, Пеликана и Тупика читайте пониже
Начнём с того, что в Руководстве говорится о трёх типах пешеходных переходов через улицы и дороги, но не через перекрёстки — их описывают другими руководствами. Не спешите закрыть страницу — вспомните случаи, когда вам приходилось переходить дорогу где-то посередине…
Мне, например, приходится пересекать такую внутриквартальную улицу каждый раз, когда я выхожу из собственного дома. И её невозможно перейти в те дни, когда проспект Октября перекрывают и пускают машины в объезд через наш проезд… да и в вечерние и утренние часы пик тоже проблематично — машины едут непрерывным потоком и не думают остановиться. Итак, продолжим.
Деление на типы пешеходных переходов идёт по интенсивности транспортного потока. Всего три типа: 1) нерегулируемый переход с островком и без него, 2) обычная «зебра», 3) регулируемый переход со звуковым сигналом и кнопками вызова. В предыдущей статье есть прямые ссылки на картинки.
«Зебра»
Зебру предлагают организовать когда транспортный поток достигает 650-700 машин — в час это, в среднем, одна машина в 5 секунд. Именно столько требуется человеку, чтобы ощутить, что его потребность в переходе будет удовлетворена и удовлетворена безопасно. Только когда человек убедился, что его не размажут о бампер тормозящей машины. Если промежуток составляет менее 5 секунд, а машина быстро приближается…вы и сами можете понять — вам не рады на этой улице, на этом переходе. И конечно, детей своих без присмотра вы на такую улицу и на такой пешеходный переход не пустите — только кнопочный светофор, только на зелёный свет.
Что значит в метрах — менее 5 секунд до автомобиля? Давайте вместе посчитаем:
1) Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД);
2) Автомобиль движется со скоростью 20 км/ч = 5,6 м/с (что тоже маловероятно, но допустим это добропорядочный автомобилист, ему все сзади сигналят, что он всех задерживает…короче едет со скоростью 20 км/ч );
3) 5,6 секунд для машины — выльются в 28 метров до пешехода, длина баскетбольной площадки;
4) Время реакции водителя изменяется в пределах от 0,4 до 1,6 секунды и зависит от его психофизиологических особенностей, состояния, опыта, сложности дорожной обстановки и многих других факторов. Исходя из многочисленных исследований, принято считать, что среднее время реакции водителя составляет примерно 1 секунду. За секунду автомобиль проедет ещё 5,6 метра. Тормозной путь автомобиля на скорости 20 км/ч самый короткий, но, тем не менее, составляет те же 6 метров. Прибавляем время реакции водителя к тормозному пути — получаем 12 метров до полной остановки автомобиля;
5) Все заканчивается хорошо — из 28 метров остается: 28-12=16 метров безопасности. Даже на скорости 30 км/ч тормозной путь вместе с реакцией составит 23 метра и всё закончится благополучно ведь до пешехода остаётся ещё длина целой машины: 28-23=5 метров…Но вспомним нормы — разрешено превышение до 20 км/ч….на скорости 40 км/ч тормозной путь вместе с реакцией составит 36 метров, а это значит: 28-36= — 8 метров машина проедет после того, как собьёт ребёнка. Не будем спекулировать — это произойдёт, если не менять расстояние до автомобиля, а на такой скорости безопасный промежуток должен увеличиваться:
для 20 км/ч и 5,6 м/с — за 5 сек. он составит 28 м;
для 30 км/ч и 8,3 м/с — за 5 сек. он составит 41,5 м;
для 40 км/ч и 11,1 м/с — за 5 сек. он составит 55,5 м.
Любой тормозной путь зависит от скорости движения машины. Кроме того, он зависит от технических характеристик транспортного средства, дорожных и погодных условий, технического состояния автомобиля и износа резины. И, как можно увидеть на таблице 1 (см. ниже), тормозной путь на прямую зависит от вашей скорости и от вашей реакции перед торможением.
Если кратко: перед тем как переходить улицу в жилой зоне у вас должно быть в запасе по 28 метров в обе стороны, и в два раза больше — по 56 метров — если машины двигаются со скоростью 40 км/ч. Между встречными машинами должно быть футбольное поле, чтобы человек спокойно мог перейти его посередине — это всё что требуется знать о нерегулируемых звуковыми и световыми сигналами пешеходных переходах.
Кстати, интересный факт — в ирландских дорожных нормах Зебра относится к типу регулируемых пешеходных переходов.
Регулируемый сигналами пешеходный переход.
Тот тип, который мы все привыкли видеть — регулируемый кнопочный светофор через дорогу. Правда в руководстве ещё описывается тактильная плитка, максимальный выступ бордюра 6 мм от плоскости пешеходного перехода, повышение проезжей части за счёт укладки дополнительных дорожных покрытий с повышенными коэффициентами трения на промежутке от стоп-линии до разметки пешеходного перехода, с водоотводом в местах перехода людей чтобы предоствратить образование наледи… но в наших условиях это пока не нужно… Продолжим.
Великобритания постепенно переходит от регулируемых пешеходных переходов типа «Пеликан» к двум другим: «Тукан» и «Тупик» (или топорик, тупик — арктическая птица). Смысл последнего — резкое отсечение трафика — поэтому для описания подобного типа пешеходных переходов, наверное, лучше применять слово «топорик».
«Пеликан»
Судя по всему, тот тип кнопочного светофора, когда машинам «мигает» жёлтый свет, а пешеходам «мигает зелёный человечек» в Великобритании уже считается устаревшим и небезопасным — потому что и те, и другие продолжают своё движение. А новые типы светофоров позволяют избежать такую проблему, добиваясь полной остановки движения.
В отличие от нерегулируемых пешеходных переходов, переход через «Пеликана» контролируется светофорами. Пешеходы нажимают кнопку, когда хотят пересечь дорогу, и ждут, пока «зеленый человечек» не загорится, а красный свет не остановит движение транспорта. Для водителя, мигающий желтый свет означает, что если перекресток свободен, он может продолжить движение, но если пешеходы остаются на перекрестке, он должен подождать, пока они не окажутся в безопасности за пределами проезжей части.
Интересная особенность нового типа пешеходных переходов «Тукан» и «Топорик» (или «Тупик») — это система обнаружения пешеходов, которая задерживает наступление зелёной фазы для автомобилей, чтобы люди закончили переход проезжей части. И, наоборот, отменяет красный свет для водителя, если после нажатия на кнопку пешеход уже успел перейти дорогу — и это предотвращает ненужные задержки в транспортном потоке.
Минимальное время зеленого цвета отсчитывается с начала остановки транспортного средства и должно составлять, как правило, 6 секунд, но может быть отрегулировано до 15 секунд в соответствии с необычными условиями на месте. Максимальное время обычно установлено на 40 секунд или меньше. Оно может быть скорректировано для условий места до 60 секунд.
В зависимости от длины пешеходного перехода или от ширины проезжей части меняется время перехода:
Тут стоит отметит наши бесчеловечные радиусы, о которых я писал в статье, когда анализировал наши перекрёстки — пешеходный переход из-за больших радиусов становится в два раза длиннее и человек в два раза дольше проводит время на чуждой и опасной для него проезжей части.
Раньше в нормах (СНиП II-К.3-62) были чётко определены наименьшие радиусы кривых: «по линиям борта в сложившейся застройке принимают равными 3 м. Наименьшие радиусы закруглений тротуаров магистральных улиц у перекрестков и площадей — 8 м, а на транспортных площадях — 12 м».
Теперь, есть нижняя граница — 6 метров. А могла бы быть 4,5 — для компактных пересечений. Так, по СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*:
11.15 Радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 м, при отсутствии движения допускается принимать 1,0 м.
Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.
В Уфе радиусы в основном 8, 10, 15 метров. Это много, тем более, что в большинстве случаев переходить дорогу приходится уже находясь на скруглении — и путь выходит намного длиннее. Поэтому широкие радиусы невыгодны автомобилистам с точки зрения фазы красного — им приходится дольше ждать пока пешеход перейдёт дорогу за долгие 30 секунд.
«Тукан»
Регулируемый переход типа «Тукан» используется как пешеходами, так и велосипедистами. Получил своё название из-за L-образной тактильной полосы похожей на характерно вытянутый клюв тукана. Пешеходные и велосипедные сигналы находятся рядом друг с другом и могут быть расположены рядом, как на перекрестках «Топорик», или расположены по левую и правую руки на тротуаре перед пешеходным переходом. Велосипедисты могут проезжать через Туканы, в то время как они должны спешиться на других переходах.
Они могут быть предусмотрены для конных всадников, где, например, общественная дорога пересекает конную дорогу. В большинстве случаев будет параллельный пешеходный или переход «Тукан». Для сигналов конного перехода используют символ верховой лошади.
«Топорик» или «Тупик»
Это новейший тип пешеходного перехода, регулируемый сигналами. Переходы контролируются датчиками, установленными на верхней части светофора. И вместо того, чтобы управляться таймером, датчики обнаруживают, когда пешеходы пересекают дорогу, что влияет на цвет светофора. После того, как водителям загорелся красный свет, огни светофора изменятся на зеленый, только когда по сторонам дороги не будет пешеходов.
В отличие от переходов «Пеликан», на переходах типа «Тупик» красный цвет светофора не сменяется жёлтым — вместо этого они сразу перескакивают на зеленый, поэтому нет никаких недопониманий, всё просто.
Он может обнаружить движение пешеходов, может дать им достаточно времени, чтобы безопасно пересечь дорогу и свести к минимуму любую задержку для водителей. Время задержки, после которого зелёный сигнал отменяется, составляет от 2 до 4 секунд в зависимости от местных условий, если датчик на краю проезжей части не обнаруживает пешехода. Предполагается, что в будущем «Тупик» станет стандартной формой пешеходного перехода на регулируемых переходах и развязках.
Буду откровенным — я намаялся больше всего с переводом именно этой части Руководства по пешеходным переходам, потому что здесь речь шла о таких типах регулируемых пешеходных переходов, которые у нас в Уфе отсутствуют, в принципе, как вид. Поэтому очень тяжело понимать о чём идёт речь — надеюсь, что я помог кому-нибудь немного понять специфику этого, пока странного для нас, «зверинца» регулируемых пешеходных переходов.
Ссылки:
Семён Кучеров, архитектор ООО «АБ Проспект»