Я стал руководителем Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы в январе 2018 года, хорошо осознавая, какое досталось наследство, что мне предстоит исправить и наверстать. Я также хорошо понимал: существующее положение складывалось не один год и было связано с конкретными персоналиями и интересами.
Сопротивление «среды» было активным и неоднозначным. С одной стороны, нежелание принимать понятные и справедливые регламенты, выравнивающие условия для всех участников градостроительной деятельности, решение вопросов «по понятиям», приоритет так называемого «ручного управления». С другой стороны, недоверие к экспертному мнению, а проектирование в целом и архитектура в частности относится именно к таким, трудно формализуемым видам деятельности.
Не всё успел, но очень многое, благодаря коллективу единомышленников. И я этим горжусь.
Итак, первое, собственно про архитектуру. Так и не удалось ввести регламент согласования архитектурно-градостроительного облика. Уфа — город — миллионник где его нет, хотя, как показывает опыт, лучшие решения – это всегда плод совместных усилий и обсуждений.
В качестве промежуточного решения удалось ввести в практику заседания, так сказать «технического» Градостроительного совета при главе администрации города, ранее это называлось Межведомственная комиссия (МВК). На таких советах руководители структурных подразделений администрации совместно с главами районов, совместно с заказчиками и проектировщиками рассматривают проекты планировок, оценивают все возможности и риски того или иного решения. Это хороший опыт, который несомненно будет и должен использован и в дальнейшем.
В феврале 2020 удалось добиться выхода постановления правительства республики о введении муниципальной услуги о согласовании архитектурно-градостроительного облика (АГО) объекта. Было разработано положение АГО для контроля соблюдения нормативов проектирования и внешнего вида новостроек и реконструируемых объектов, подготовлен ряд инициатив по стандартизации, а также сформулированы многие другие инновационные идеи, устанавливающие правила регулирования застройки. Предстоит завершить эту работу.
Второе. Есть железное правило: нет в генплане -нет в бюджете. Генплан Уфы безнадёжно устарел, в правилах землепользования и застройки, как документе оперативного управления, накопилось огромное количество несоответствий, местные нормативы проектирования не отвечают сегодняшним реалиям, содержат разночтения и неоднозначные формулировки, что позволяет манипулировать показателями по расчетному количеству площадок благоустройства, парковок и объектов социальной инфраструктуры. Все это создает условия для появления социальной напряженности при фактическом строительстве и заселении граждан. Так, мы начали разработку жизненно важных для развития нашей Уфы документов– Генерального плана, Местных нормативов градостроительного проектирования, Правил землепользования и застройки. Для понимания, в Казани эта работа заняла четыре года. Очень верю, что они будут все же внедрены и наконец начнётся работа по Уфимской агломерации!
Третье. Школы. Вопрос, которому до меня внимания не уделяли, вплоть до того, что конкретные показатели по дефициту мест были не известны. Исходя из остроты задачи — 97% школ Уфы работают с превышением проектной нагрузки, 53% жилых территорий находятся вне нормативной доступности школ, понимая возможности бюджета, начал работу с ВЭБ РФ о заключении концессионного соглашения по двенадцати новым школам, сумел доказать необходимость этого коллегам из министерств. Это треть от дефицита. Надеюсь, что в ближайшее время появится концессионное соглашение под строительство школ общей численностью в несколько тысяч учащихся.
Четвёртое. Общественный транспорт. Любые усилия в этом направлении без магистрального транспорта (метро или трамвая, а для Уфы, по сумме факторов, только трамвая) приведут лишь к неоправданным затратам, росту загруженности дорог и снижению комфортности проживания в городе. Как и в случае со школами начал эту работу с ВЭБ РФ. Удалось отстоять трассировку основного маршрута соединения севера и юга, первой очереди строительства трамвайных путей, именно по Проспекту Октября. Совместно с ВЭБ. РФ, АО «Синара», НИУ «Высшая школа экономики», ГАУ «Институт Генплана Москвы» мы оценили и доказали целесообразность реализации проекта. Позднее эту идею поддержал ведущий институт транспорта в России – ФАУ «РОСДОРНИИ». Искренне верю, что именно в трамвае — будущее транспорта Уфы.
Пятое. Парки. Завершён сквер «Дубки» со скульптурой журавлей, практически закончен парк «Первомайский», осталось достроить фонтан, идут работы по парку «Кашкадан» и Советской площади, благоустройство скверов, установка памятников. Сформирован новый уровень общественных пространств. Верю что планка не будет снижена.
Шестое. Центр карстомониторинга опасных геологических процессов. Данный вопрос был отработан с Институтом геологии и Академией наук РБ, но, к сожалению так и не был запущен. Такой центр обязательно нужно создать. Крайне важный вопрос.
И еще. Мне как руководителю было важно не только эффективное выполнение заданий, но и грамотное распределение трудовых функций при адекватной рабочей нагрузке на каждого сотрудника. Поэтому при мне штат Главархитектуры был увеличен незначительно, но без передачи дополнительных полномочий по земле, выдачи разрешений на строительство.
Это крупными мазками, что видно невооруженным глазом.
Конечно, есть что добавить и про проекты планировок, и про управленческую платформу цифровизации СУТ «Территория» и много чего ещё.
Уверен, что Уфе не обязательно соревноваться с другими городами, стремясь вскочить на подножку ушедшего поезда. Есть то, в чём мы уже первые.
Многие люди разделяют работу и дом, два мира, две разные жизни. Для меня всегда моя работа являлась и домом, и моим миром, моим настоящим и будущим. Так было и так будет.
Буду честен, у меня был существенный недостаток: я не был 100%-ным чиновником, видел за чертежами людей и их повседневную жизнь, а в административных протоколах – контуры Города Будущего. Как профессиональный архитектор-градостроитель, ориентированный на лучшие наработки, я очень хочу, чтобы Уфа двигалась к уровню лучших мировых городов.
Меня часто упрекали в излишней эмоциональности, прямолинейности, порой, в категоричности суждений. Соглашусь. Но я защищал интересы столицы так, как меня учили родители и армия: жестко, стойко, всей душой и всем сердцем. В основе каждого слова и дела- этика.
Я был и остаюсь патриотом своей республики, преданным своему делу профессионалом. И таких, как я, в нашем регионе не мало. В настоящее время рассматриваю очень интересные предложения по работе, определяюсь с будущими перспективами, ревизирую свои возможности.
Благодарю всех за вашу поддержку, за вашу оценку и за ваше неравнодушие.
Ваш Олег Байдин