Из истории пассажирского транспорта Уфы. С чего все начиналось.
Нашла в нашем Доме имама Сатаева при Третьей соборной мечети Уфы старую газетную вырезку конца 70-х гг. про становление автотранспорта республики. В ней можно узнать про «Грегуары», «Форды», «Фиаты», «Праги», «Штейны» и первый советский автобус «АМО»; о планах строительства нового автовокзала, о планируемых к открытию автобусных маршрутах в Челябинскую и Свердловскую области, в башкирское Зауралье, города Учалы и Белорецк; о запланированном к открытию маршруте №5 и многом другом.
«22 июля 1921 года Президиум ЦИК БАССР своим постановлением обязал Башкирский Совнарком произвести централизацию всего транспорта и создать при Совнаркоме центральное управление местного транспорта для обслуживания нужд местного хозяйства.
Такое управление (БашЦУМТ) было создано 1 сентября 1921 года. В его гараже стояло 12 машин: грузовик, полугрузовик, легковушки и мотоциклы. Из 12 машин на ходу были лишь три. Остальные же не могли сдвинуться с места. Не было запасных частей, не могли уфимские автомобилисты по-настоящему отремонтировать эти «Форды» и «Грегуары».
По данным на 15 августа 1922 года по Уфе бегали уже 6 машин. Из-за ветхости они без конца вставали на ремонт. Тем не менее ими было пройдено 12 526 верст и перевезено 1148 пассажиров и 55 695 пудов грузов, а грузооборот составлял 198 112 пудоверст.
В 1929 году в Башкирской АССР имелось 50 автомобилей, в том числе 23 грузовых, 16 легковых и 11 автобусов.
Летопись нашего объединения — одна из страниц истории автотранспорта в Уфе. Объединение создано на базе предприятия, которое было организовано 1 июля 1928 года и называлось Уфимское автохозяйство №1.
Первым директором автохозяйства был назначен Александр Касьянович Головенко.
Может быть, помнят еще старожилы как бежали от оперного театра к Сафроновской пристани пыхтящие старенькие, покрытые брезентом «Фиаты», «Праги», «Штейны». Но скоро у иностранцев появился серьезный противник — первый советский автобус «АМО». Автохозяйство вставало на ноги. Научились сами ремонтировать, правильно эксплуатировать машины, четко планировать перевозки.
В 1932 году парк автобусов в Уфе насчитывал уже 40 машин отечественного производства.
В 1932 году принимается решение о строительстве гаража на ул.Аксакова.
В 1953 году создалась колонна №1222. В 1956 году Уфимская контора автомобильного транспорта дала жизнь еще двум крупным предприятиям — автоколонне №1225, Уфимскому таксомоторному парку. На наше предприятие тогда были возложены только пассажирские автобусные перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщении.
В августе 1977 года в Уфе было организовано производственное объединение пассажирского автотранспорта №3, 50-летие головного предприятия которого мы недавно отметили. В настоящее время в головном предприятии 233 единицы подвижного состава, а всего в объединении 423. На современных автобусах типа «Икарус», ЛиАЗ-677, ПАЗ-672 мы перевозим пассажиров по 65 городским, пригородным и междугородным маршрутам. Их общая протяженность 5072 км. Ежедневно перевозится 250 тыс. пассажиров. Из ворот предприятия каждый день выходят на улицы города, на междугородные трассы 330-340 автобусов.
В текущей пятилетке нам предстоит решить проблему повышения регулярности движения автобусов, расширить сеть маршрутов как в Уфе, так и за ее пределами. В ближайшее время мы должны открыть маршрут №5 от Центрального рынка до выставочного павильона, увеличить количество автобусов на ряде маршрутов. На будущий год планируем начать строительство нового автовокзала. С вводом в строй мостов через реку Уфа и белая мы сможем открыть маршруты в Челябинскую и Свердловскую области, в башкирское Зауралье, города Учалы и Белорецк».