На сегодняшнем параде чиновников перед «троном» Хабирова, отдельного внимания был удостоен Марзаев, с вопросом — доколе в городе будут ПАЗ-ики ездить, в ответ Алан Викторович постарался сделать вид, что он не понимает, о чем идет речь и попробовал незаметно прокрасться на своё место в зале. Но спину прозвучал выстрел — «ПАЗиков в следующим году нет!»
Судя по заявлению, Радию Фаритовичу так никто и не смог объяснить, как работает система ОТ. Ну давайте я попробую.)И так, по ряду причин, в том числе требования законодательства и стоимости входа в рынок, система общественного транспорта — это довольно замкнутая система, работающая исключительно на внутреннем ресурсе. То есть, если завтра кто-то из Москвы захочет торговать в Уфе бананами, то он просто приедет, возьмет торговое место, купит сто килограмм бананов на оптовой базе и будет ими торговать. А вот если кто-то из Москвы, Питера, Чигирей, Якутии или другой точки мира захочет завтра возить людей по городу, он должен приехать, получить лицензию, выиграть конкурс на право перевозок, при этом одним из критериев участия в конкурсе является опыт осуществления перевозок, что практический исключает случайное возникновения новых перевозчиков и самое главное он должен иметь парк автобусов, в нашем случае не пазиков, в собственности или в аренде, с которыми он будет заявляться.
В собственности? То есть человек, должен ввалить очень серьезные деньги в парк автобусов, без какой-либо определенной гарантии победы в конкурсе. Понимая, что он однозначно встретит в регионе мощнейшей противодействие с одной стороны от самой власти проталкивающей БАТ, с другой стороны от местных перевозчиков, защищающих свои бизнес. Как вы думаете, что бы принять такое решение, сколько времени нужно на морозе без шапки простоять?
Остается вариант — «в аренде», но тут тоже есть проблема. Свободной техники хорошего качества (не ПАЗиков) в свободном обороте не просто в Уфе, её в стране нет, остается только то, что уже ездит по городу «под другими перевозчиками» то есть в основном те же ПАЗ-ики, владельцев которых можно переманить только лучшими условиями работы. Потому что в городе есть определенное, относительно стабильное количество транспорта, который если и мигрирует в рамках региона, то от одного перевозчика к другому.
И у меня возникает вопрос, в следующем году, если мы убираем ПАЗ-ики, то что мы ставим вместо них? Просто потому что вот лично я не понимаю, откуда возьмутся новые и красивые автобусы, которые могут их заменить. Купят в Башавтотранс? Так пока туда в основном покупают те же ПАЗ-ики, только условно в новых кузовах. И БАТ на сегодня способен вывезти максимум (если очень сильно напряжётся) 20% рынка, представляете сколько они должны купить автобусов, чтобы заполнить эту нишу?
Что еще существенно усложняет задачу. В 2021 году у большинства перевозчиков заканчивается действие находящихся у них на руках свидетельств и нужно что-то мычать в любом случае. Но, у нас ФАС опротестовало документ планирования, то есть, по факту сейчас у нас нет утвержденной новой модели маршрутной сети и любой проведенный конкурс согласно этому документу, можно разнести через суд, тем более что мы хотим их провести по брутто-контрактам, о которых вообще отдельный, долгий и грустный разговор и по которым может пролететь сам БАТ.
Нет конечно, можно с новогоднего перепоя решить, что за полгода, мы доведем до ума все документы транспортного планирования по городу хотя бы, те документы, которые мы пять лет сделать не можем. Подготовим конкурсную документацию, вменяемую по новым условиям регулируемых маршрутов или брутто-контрактам, чего мы до этого ни разу не делали и более того, недавно один из ишимбайских перевозчиков взявший такой контракт в Ишимбае, где его провели в качестве эксперимента, со скандалом от него отказался и главное не просто составим эту документацию, но и будем понимать, что ни них сможет заявиться кто-то кроме Батырова и БАТа, а последние смогут без ПАЗ-иков город вывезти. И самое главное, сделать это практический не имея специалистов способных это сделать. Ну и собственно понять, чьи и какие автобусы будут вывозить город исходя из того, что сейчас мы имеем только эти самые ПАЗ-ики. Вы сами в это верите? С учетом ряда моментов, связанных с нормативными требованиями, сделать это за полгода просто не реально.
Ну и самое смешное. А почему собственно вопрос ПАЗ-иков в городе адресован Алану Викторовичу? Будете смеяться, но по закону, он вообще не имеет никакого отношения к организации муниципальных (городских) перевозок, его епархия, это межмуниципальные (междугородние в пределах республики)маршруты. Город, это ведение Грекова и его команды и эти ПАЗ-ики по сути это его головная боль, а не Марзаева. Это город должен подготовить условия и провести конкурс, более того, с точки зрения того же закона вмешательство в этот процесс Марзаева можно расценить двояко, потому что Башавтотранс должен находится в их ведении, а Башавтотранс для города один из исполнителей, который при этом не имеет никаких преимуществ перед остальными перевозчиками и именно на попытку доказать обратное ФАС и возбудился, и был с точки зрения закона полностью прав.
По-моему, пора снять розовые очки и жить исключительно, двигая мир громкими заявлениями. Убрать с улиц ПАЗ-ики, даже если отделить именно ПАЗ-ики от новых автобусов, по сути тех же ПАЗ-иков, только с красиво накрашенными губами, мы сможем только, поставив город вообще раком. Нужно начинать мыслить реальными категориями, без разного рода блиц-криков со сроками планирования до конца года, не имея для этого ресурсов, а соответственно обреченных на провал.
Что бы в принципе сделал я, без большой детализации, ну попробую накидать крупными мазками исходя из доступной информации..