Дружелюбные автодорожки и улицы для людей. 1 — Улица Шафиева и проспект Октября

Итак, продукт многолетних трудов местных властей — главная магистраль и самая многолюдная улица города Уфа — проспект Октября!

Все основные элементы столичного города расположены вдоль красной линии — банки, городские площади, городской совет, Госцирк, торгово-развлекательные комплексы, кинотеатры… Как Невский проспект в Петербурге, проспект Октября в Уфе является линейным центром города. И проспект Октября в Уфе по праву может считаться центральной улицей и лицом столицы. Однако, в 2008 году администрацией Павла Качкаева была совершена величайшая глупость 21 века —

в Уфе демонтировали трамвайные пути на проспекте в угоду многочисленным обращениям от автомобилистов. Время было выбрано крайне удачно, потому что как раз запустили магистраль Салавата Юлаева, почему-то названную проспектом, хотя это совсем не проспект а магистраль. Все казалось вздохнули свободно, но нет. Пошли на уступки для авто, прошли годы… но легче не стало.

 

Ежедневный транспортный коллапс на ост. «Спортивная» — перекрёсток улиц 50 лет СССР и пр. Октября.

Чрезмерная автомобилизация — это как неизлечимая болезнь, ликвидация трамвая дала лишь временное облегчение агонизирующей магистрали. Пробки стали появляться чаще и более продолжительные. Если раньше проспект был шестиполосным с двумя нитками трамвайных линий посередине, то теперь он стал восьмиполосным. А это значило, по существующей классификации дорог он должен был перестать называться проспектом, избавиться от всех светофоров и стать магистралью непрерывного движения — такой же как проспект-магистраль Салавата Юлаева.

Однако, ничего из вышеперечисленного не произошло, и не могло произойти – единственная главная улица не могла разрезать город без возможности переходов. Да, построили пару подземных переходов. Да, разрешили правый поворот на красный и сделали новые сквозные свороты на заправки. Подрезали газоны и убрали решётки ливневой канализации, подрезали глубину карманов остановок. На этом полномочия Управления коммунального хозяйства иссякли, как и возможность превратить проспект во что-нибудь дружелюбное человеку. Объясним подробнее.

Пробка на ост.»Бульвар Славы» — перекрёсток бульвара Славы и пр. Октября. Виден новый подземный переход.

При этом не имеет никакого значения то обстоятельство, что городская администрация не знает, какие конкретно технические требования следует выполнить, поскольку ей для этого следует привлечь технических специалистов, либо специализированную организацию для обеспечения исполнения предусмотренной законом публичной обязанности по организации безопасности дорожного движения в век информационных технологий. А обеспечение безопасности включает в себя обеспечение освещением, организацию движения всех участников дорожного движения и безопасность самых незащищённых участников – стариков, женщин с детьми и велосипедистов, например.

Перекрёсток ул. Шафиева и пр. Октября в будний день

Начнём с перекрёстка улиц Шафиева и проспекта Октября и поднимемся до ост. «Железнодорожная больница». Не могу удержатся от эмоций — этот перекрёсток просто издевательство над пожилыми людьми и здравым смыслом. Он несёт боль и страдание всем, кто его пересекает. И всё-таки он существует — в Уфе, в 2018 году.

Схематичное изображение участка проспекта Октября от перекрёстка с ул. Шафиева до ост. «Железнодорожная больница».

Далее по существу: восемь полос пересекаются с четырьмя полосами и четырьмя пешеходными переходами в одном уровне, причём без единого островка безопасности – это нонсенс. Не понимаю, почему ни один приглашённый эксперт-транспортник не указал на эту простую деталь. Далее тротуары – на правой стороне проспекта всё хорошо, пока дома стоят далеко от красной линии, и люди не мешают машинам парковаться у кафешек и магазинчиков. Как только пространство перед зданиями сужается приоритет сразу же отдаётся автомобилям, сужая тротуарчик до микроскопических размеров 1,5 м – можете себе это представить?

Как надо было организовать движение?

Как обычно, никакого секрета нет – просто правильно расставленные приоритеты. Машинам нужно хорошее, равномерное движение при котором поток будет непрерывно двигаться без помех перенося пассажиров из точки А в точку Б. Магазинам нужны погрузка и разгрузка, а также им очень нужны посетители, и не только на авто. На авто нужны тоже, но так чтоб не мешали проходить мимо, а то и подходить, и заходить в заведение как бы между делом, завлекая прогуливающийся люд чудесными ароматами и атмосферными видами интерьеров из мерцающих витрин…

Бизнесу выгодно, чтобы на улицы вышли больше прогуливающихся, потому что они с большей вероятностью совершат спонтанные визиты, нежели автомобилисты, проносящиеся по магистрали по строго очерченным маршрутам… Даже велосипедист — какой бы он занятой не был – имеет намного больше шансов, чем автомобилист, посетить забавные, неизвестные и интересные заведения прямо на улице, по которой передвигается в настоящий момент.

Итак, с причинами разобрались – делать качественно для людей, а не только для машин даже выгодно. Теперь о том, как превратить проспект в качественную улицу, дружелюбную к пешеходу, велосипедисту, автомобилисту – без перекосов в ту или иную сторону. Воспользуемся советом из книги «Проектирование городских улиц», стр. 25 – Транспортные магистрали в центре города:

Типичный пример грамотно спланированного профиля улицы.

Теперь применим к нашему случаю:

Кратко поясню, что поменялось.

Количество полос для индивидуального транспорта (авто) — 2 шт. в каждую сторону обеспечивает достаточную пропускную способность для магистральной улицы общегородского значения, коим является проспект Октября. Далее, остановки общественного транспорта организованны на уширениях разделительной полосы между велодорожкой и временной парковкой транспортных средств. Причём все автомобили выгнаны с территории пешеходных тротуаров вдоль фасадов зданий (на данном участке их было более 200!) и расположены вдоль полосы общественного транспорта (100 шт суммарно с обоих сторон). Подобное решение позволяет обезопасить велосипедистов от агрессивного движения и внезапных открытий дверей машин, а также уменьшает пешеходный путь через проезжую часть.

Добавлены двухметровые островки безопасности и полоса поворота налево за счёт сужения полос до 3 м. Полоса общественного транспорта принята 3,3 м, велосипедная — 1,8 м. Кратко об уменьшении ширины полос — исследования показали, что широкие полосы расхолаживают водителей и провоцируют их на неряшливое и скоростное вождение, а более узкая ширина полосы заставляет внимательнее относиться к манёврам и снижать скорость авто. Основной задачей обеспечения безопасности и уменьшения количества несчастных случаев на дорогах как раз и является успокоение трафика. Чем ниже скорость, тем ниже процент несчастных случаев со смертельным исходом. Подробнее: стр. 24-25 «Проектирование городских улиц» (ISBN 978-5-91671-611-5). В следующем посте разберём подробнее сам перекрёсток и тротуары вдоль проспекта (крупно остановку и островки безопасности, причины выбора такого решения, покрытие тротуарной части, решение по бордюрам).

О демонтаже трамвайных путей — статья от 11 июня 2008 года: https://mkset.ru/news/society/10-06-2008/vpered-po-shpalam-v-ufe-ischezaet-tramvaynoe-dvizhenie

Статья «В Уфе снова задумались о сквозном движении трамваев» — немного воспоминаний о уфимском трамвае: http://i-gazeta.com/news/region102/35230.html

Семён Кучеров, архитектор ООО АБ «Проспект»

7 ноября 2018 Среда обитания
Источник: https://prspkt.home.blog/2018/11/06/дружелюбные-...