Думая на что сходить в башдрам в этом месяце, выбирала в афише между «Прометеем» по Мустаю Кариму и «Деревья умирают стоя», но подруга предложила «Затмение», потому что это не только Мустай Карим, но и режиссер Айрат Абушахманов с композитором Ильшатом Яхиным. А тандем двух последних башкирских креаторов ещё не подводил, если вспомнить их «Черноликие», «Джут», «Зулейха…».
Выбор оказался прекрасным. 100% попадание в яблочко, если представить, что афиша башдрама была мишенью.
Премьера спектакля была ещё в 2011 году, и мне остаётся только досадовать, что о «Затмении» я не слышала раньше. Хорошо, что его не сняли с репертуара и я успела.
Итак, спектакль по пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Инсценировку со стандартным режиссерским и сценическим наполнениями ждать здесь не стоит. Абушахманов чувствует запросы времени, и старается идти с ним в ногу. Ну насколько это получается, когда ты творишь в рамках гостеатра.
«Затмение» прекрасно до слез. Особенно хороша мощная героиня Сары Буранбаевой, которая управляет своим родом сильной рукой, не женщина, а богиня!
Родоплеменные отношения. Договорные браки. Обмен невест на скот. Наша многовековая история, которая притягивает и отталкивает одновременно. Хорошо видно, как патриархат плавно переходит в матриархат: когда глава рода погибает, бразды правления берет жена, ведь самое важное — это жизнь и процветание рода, его продолжение. Но от смены слагаемых сумма не меняется: в топку летят жизни и судьбы детей, потому что монополия на власть у старших — аксакалов. Тоже своего рода система, уничтожающая людей ради сохранения себя.
Музыка Ильшата Яхина делает 50% атмосферности спектакля. Это и экшн, и мелодичные звуки виолончели и скрипки Захотелось все треки найти, закинуть в плеер и слушать-слушать.
Было круто. Если кто не видел «Затмение», бегиитеееее в башдрам, пока спектакль не убрали из репертуара!