Нет для исполнителя лучшей PR-кампании, чем та, которую делают бесплатно, на федеральном уровне и для аудитории шире, чем у него есть. Сегодня директор Лиги безопасного интернета, член ОП РФ Екатерина Мизулина (дочь Елены «не люблю кружевные трусы» Мизулиной) сообщила, что экспертиза подтвердила наличие в двух клипах Моргенштерна «пропаганды наркотических средств». Также сегодня у Алишера выходит новый альбом
О вкусах не спорят. Это факт. Даже понятие «хорошего вкуса» весьма субъективно. Но в этом посте речь не о вкусе, а о трактовке. Предупреждаю, не спешите отписываться, дочитайте до конца. Итак… Мне интересен Моргенштерн, как человек и как явление современной массовой культуры. Стойте, стойте, ну, куда же вы, ей-богу, я же попросил дочитать до конца…
Я, конечно, хотел накинуть небольшой пост, но получился средней длины лонгрид. Слегка спойлерну. Если не хотите или лень читать всё, прочитайте последний абзац — основной посыл текста в нём.
Да, до недавнего времени мне этот персонаж был нелицеприятен. Тут и хайп вокруг личности Алишера, и тексты его песен, и манера поведения. Однако в какой-то момент я поймал себя на мыслях, что, во-первых, это реально по-пенсионерски клясть его как антихриста (люди 30-45 должны помнить, как в нашу юность были популярны Продиджи и панк-рок, а старшее поколение тогда от всех отплёвывалось, и говорило, что это стыд и позор). А, во-вторых, понял, что воспринимаю его слишком серьёзно. Ну, вот, как, например, Иосифа Давыдовича, царствие ему небесное.
Сделаю небольшое отвлечение, но в рамках темы. Если взять всю рэп-культуру в целом, то можно, как говорится, невооружённым глазом заметить, что она до 90% построена на «теме наркотиков, насилии и оскорблениях». Причём, не важно, российские это исполнители, американские, французские, латышские, корейские или китайские. Более того, если мы возьмём полит-рэп группу Public Enemy и её песню 1989 года «Fight the power» (дословно — «Борись с властью»), то тут вообще — чистой воды экстремизм. Только сама песня на 322 месте в списке «500 величайших песен всех времён» журнала Rolling Stones.
Но вернёмся к теме поста. Если открутить историю Алишера Моргенштерна до того момента, когда он был ещё Алишером Валеевым, то тут бросаются в глаза два момента: он рос без отца (практически во всех интервью, когда поднимается этот вопрос, он меняется в лице и тщательно старается шуткой сменить тему) — отсюда вытекает второй момент — он был панк-блогером, который стебался над рэп-исполнителями. Очевидно, что именно через глумление и стёб он пытался (да, и пытается) заглушить эту детскую травму.
Всё поменялось в тот момент, когда публике «начал вкатывать» его контент, причём, не как стёб, а как годный контент. Мама Алишера — предпринимательница, и рос он, понимая, что такое бизнес. Поэтому, быстро «просёк фишку» и начал раскручиваться уже как рэпер.
Сегодня он, как это не парадоксально, продолжает стебать рэперов. Поскольку Моргенштерн как бренд очень котируется, то и заряжать за свою работу в рекламе, он может любые суммы. И те, кто к нему за рекламой приходят, это понимают. Само собой, главный пункт стёба над рэперами — грёзы о бессовестно богатой жизни. Поэтому практически в каждом клипе или треке, Алишер обязательно это ехидно подчёркивает. Надо понимать, что это не кич деньгами, а стёб. Он понимает, что есть те, кто нуждается в деньгах, но их он ни в одном тексте не задевает. Логичный вопрос: а почему ж тогда он деньгами благотворительные фонды не засыпает? Ответ прост: это может разрушить его имидж, стало быть, и карьеру, это раз, а два — он просто не обязан это делать. Да, за последние месяцы было аж три сообщения, что Моргенштерн отправил деньги в несколько фондов, и пообещал направить деньги с продажи своего мерча для поддержки семей погибших от скулшутинга в Казани. Но и это народу не зашло: хайпануть решил на чужом горе! Только тут уже берега попутали те, кто так кричал. Просто потому, что вы — нет, а он смог. Да, и чисто по-человечески — хайпануть или нет, но помощь-то от него семьям будет. Кстати, и этими поступками он не бравирует — тут всё раздувается СМИ. Тут ещё вопрос к тем, кто называет его богохульником: если завтра Моргенштерн даст сумму с шестью нулями на достройку мечети Ар-Рахим или собора Воскресения Христова, то неужели эти культовые сооружения не примут такую цдаку от него? И что вы скажете тогда? Опять хайп или, что он грехи замаливает?
Но вернёмся к серьёзности восприятия. Если воспринимать его треки на серьёзных щах, то, естественно, можно словить пригар и жуткий баттхёрт. Однако, если воспринять его песни на уровне песен группы Хлеб или шуток Камеди Клаба, да даже шоу комик-группы Монти Пайтон, то никакого воспламенения не происходит. Согласитесь, изначально заявленное юмористическое шоу не смотрят, как послание правительству.
Попробуйте отключить логическое сознательно и серьёзность, немного потрэшовать и позвольте себе немного похулиганить у себя в голове, без пагубных последствий. Готовы? Ну, вот, разве можно воспринимать серьёзно кадроплан, когда на руках у Алишера карлик, который машет ногами в такт биту, у обоих дико выпучены глаза, и поют они «танцуй, как тупая сука, может завтра сдохнем утром»? Или такой кусок текста «Заходите, люди, поиграть в онлайн-игру/Тут, очень красиво/Алишерка стал весьма богаче/Игре этой, большое спасибо» (я немного зацензурил, но суть осталась)? Серьёзное восприятие — бомбит/ несерьёзное восприятие — тупая, конечно, но ржака.
Один из моих любимых медийных персон — Александр Глебович Невзоров. Журналист, циник и любитель препарировать события, сообщества и личности. Не так давно он был замечен за встречей с героем моего сегодняшнего поста. В «Невзоровских средах» на прошлой неделе этого персонажа Невзоров охарактеризовал так: он блестящий парень — совершенно, если отвлечься от его имиджа — сильнейший, умнейший и интереснейший.
Закончу фразой из замечательного кинофильма «Тот самый Мюнхаузен»: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьёзны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле совершаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!». Я ни в коей мере не вызвался в адвокаты к Моргенштерну. Я никого не заставляю и призываю слушать, а уж тем более, смотреть клипы Моргенштерна, но призывают рассматривать с разных сторон и препарировать события и личностей, которые вас задевают или цепляют. Не всегда вы поменяете мнение о них, но хотя бы начнёте глубже понимать мотивацию и смысл их природы.