Ещё одно музыкально-эстето-историческое открытие из любимого периода, типа Серебрянного века, но в мировом масштабе, короче модерна.
В силу своей тёмности образования и пытливости мозга приходится доходить до всего своим ушами.
Итак, лаунж, откуда это звуковое гавно из кальянных и чилл-аутов взялось, и попало в супермаркеты.
Прежде я уже выяснил для себя, что рекламные плакаты 3 на 6 и так называемый «дизайн», состоящий из полосочек, фонов, скачущих букв и прочих цветовых композиций — весь этот визуально-продажный мусор родом из вполне прекрасных себе Родченко, Дейнеки, и, разумеется, Малевича, который не только «Чёрный квадрат», но и разного рода супрематизмы, которые рисовались под номерами. Ну, такие палочки и кружочки, на которые распадается всё на свете, лишь только до них доберется глаз и кисть художника-авангардиста.
Вся вот эта кубическая шняга, в которой мы живём, якобы в архитектуре — это порождение немецкой архитектурной школы Баухаус, которая была в 1920-годы в Германии. Специалисты — не ругайтесь, я нарочито огрубляю. Речь не об этом.
Хмимческий Шанель №5 Эрнеста Бо из альдегида, а не из цветов и девственниц обработанных Парфюмером, да еще в стеклянном квадратном флаконе без рюшек, с номером — примерно того же времени, ну, может лет на 10 позже. Как и квадратные, лаконичные усы гитлера, как и сам фашизм, который предполагал зачистку всего, что топорщится, ради чистоты линий. В общем, мы доживаем последствия кошмарного по крови XX-го века.
Теперь о музыке. 100 лет назад это называлось «мебелировочной музыкой». У ней простая форма, адское количествл повторений. Ни начала, ни конца. Придумал эту штуковину модерный французский композитор Сати. Эрик Сати. Я слушал его музыку в спектакле, посвященном Гогену, который привозили пару лет назад в уфимский Русский драм.
Название сложное, мелодия простая и запоминающаяся — можно найти по слову Гимнопедия. Их таких три штуки: gymnopedia №1, 2, 3.
У него есть композиции, в партитуре которых написано — «сыграть 840 раз». Типа повздорил с женой и написал музыку под названием Раздражение и приписал количество повторов. Некоторые даже играли: часов 11, три пианиста, сменяя друг друга.
Сейчас не нужно столько музыкантов, чтобы забить эфир 840 повторениями одной и той же темы. Мне хотелось убежать, когда, ожидая вылета, 84 раза прослушал, пристегнутый ремнями к креслу «Трансаэро, Трансаэро, взлетают в небо лайнеры, оставив позади аэропорт». В первые 14 раз прикольно, дальше — пытка. К счастью, эта авиакомпания разорилась вскоре.
В общем, за сто лет авангард, как водится, стал полным банальным, вредным для психики аудиальным мусором, которым наши уши засирают в коммерческих целях. Особенно мне из этой серии нравится саунд-трек из фильма о Шерлоке Холмсе, который зациклен уже второе десятилетие возле одного ресторана в центре Уфы. Хочется выть собакой Баскервилей.
Это сейчас, чтобы зациклить музыку не нужно много ума. В 1916 году это было крутым открытием.
Но есть и положительные моменты: сами оригинальные произведения Эрика Сати хороши, их хочется слушать и слушать.
И еще, мне, как гитаристу-неудачнику показалось, что именно эта структура — написать 10-15 прекрасных нот и зациклить их в каком-то темпе — это вообще основа современной поп- и рок-музыки. Если бы у меня хватало музыкальной грамоты, я бы это утверждал смело. А так — просто цепляю ссылку с прекраснейшей музыкой Эрика Сати, основоположника фоновой музыки, композитора-авангардиста, который творил в те времена, когда мелодия ещё имела значение.