Без булдырабыз?
Во многих странах с развитой системой высшего образования целевое обучение в интересах работодателей организовано иначе, чем в России. Работодатель осуществляет отбор кандидатов среди студентов-добровольцев либо в явной форме (специальным тестированием), либо в неявной – по оценкам и рекомендациям преподавателей. Если студент подходит будущему работодателю, то работодатель его «покупает», оплачивает его обучение, выплачивает студенту дополнительную стипендию, а после окончания университета берет его к себе на работу. Если выпускник отказывается – то возмещает все понесенные затраты. Поступают в университет все одинаково. Лучших отбирают предприятия. Есть в этом логика? Есть, причем ее намного больше, чем в нашей системе, когда предприятие «выбирает» выпускника школы и ждет, когда тот отучится. Почему у нас не так?
В настоящее время порядок целевого приема регулируется Постановлением Правительства Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 “О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования…”. Это Постановление допускает заключение договора с гражданином как поступающим на обучение, так и с уже обучающимся.
Если руководство Республики хочет изменить ситуацию с высшим образованием в Башкортостане в лучшую сторону и привлечь в уфимские вузы высокобальников, стоит изменить подход к целевым студентам. Башкирия может стать пилотным регионом по развитию целевого профессионального образования. Для этого нужно принципиально изменить подход к целевому обучению. Это дети с высокими баллами ЕГЭ, ПОСТУПИВ в наши университеты, должны обхаживаться такими работодателями как УМПО, Роснефть, Сбербанк и становиться целевиками с увеличенным стипендиально-грантовым обеспечением, а не полудвоечники с «пробивными» родителями и родственниками. При нормально организованном взаимодействии в цепочке «работодатель-студент-университет» умные и мотивированные студенты получат материальную поддержку, а предприятия могут существенно сэкономить на переподготовке «молодых специалистов», которым не нужно будет адаптироваться на предприятиях. Помните шутку 70х-80х годов «Пришел на завод – забудь все то, чему учили в институте»? Но ФГОС ВО (поколения 3+) предоставляют широкие возможности для модификации учебных планов под внешние требования и, при взаимной заинтересованности университетов и работодателей, эти возможности могут быть использованы. Лет 30-40 назад на некоторых кафедрах УАИ практиковалась целевая интенсивная подготовка студентов (ЦИПС), которая, как сейчас представляется, и должна являться реакцией на современные вызовы в таких высокотехнологичных областях, как энергетическое машиностроение, станкостроение, инфокоммуникационные технологии. Но университеты эту задачу сами не потянут, предприятия – тоже. Задача такой интеграции и создания пилотного проекта под силу только руководству Республики. Но захочет ли руководство сказать: «Без булдырабыз»?