Очень много написал о Франции в фейсбуке. Но потом наткнулся на пост rais, который пишет, что в ЖЖ легче искать свои записи. Решил систематизировать свои впечатления и продублировать их здесь. Авось, кому будет полезно. А я, может, тоже, на старости перечитаю да вспомню молодые годы…
1. Итак, отпуск. Почему Париж? Дело в том, что Эльвира очень любит Париж. А это — наш первый совместный отпуск. Я очень ее люблю и мне хочется, чтобы ее мечты сбывались тоже (мои итак постоянно сбываются). Мы пакуем чемоданы и едем в гости к ее подругеГульшат. Точнее, летим самолетом. Билеты туда и обратно на двоих нам обошлись в 32 тысячи рублей.
N.B. Небольшой совет выбирающим авиабилеты — не ленитесь и мониторьте сразу несколько сайтов, которые предлагают авиабилеты. Всегда можно найти вариант дешевле. Мы смотрели сайты Skyscanner и Tickets.ru. Очень важно выбирать билеты заранее, чтобы иметь возможность выбирать. Так, вылет в субботу всегда дороже, чем вылет в пятницу. Разница может быть огромной (86 тысяч рублей стоил билет в Париж с вылетом в субботу утром).
Мы взяли с собой наши сноуборды. Потому что планировали покататься в Альпах. В итоге, это оказалось отдельным приключением, но к этому мы еще вернемся.
Итак, мы летим Аэрофлотом с пересадкой в городе Санкт-Петербург. Оказывается, если лететь через Стамбул Турецкими авиалиниями, то там во время пересадки доставать свой багаж не надо. А если летишь Аэрофлотом, то в Питере приходится забирать свой багаж. Имейте ввиду, когда будете планировать свой маршрут!
И еще одна фишка: до 1 апреля авиакомпании возят сноуборды и лыжи бесплатно. Главное — заранее предупредить об этом перевозчика — позвонив на их телефон.
В Питере нас встретила еще одна подружка Эльвиры — Гала. И так как в запасе у нас было 9 часов, то мы совершили экскурсию в Царское село.
Царское село — это город-музей. Город называется Пушкин, там живет около ста тысяч человек. Элитный район. На каждом шагу — памятники архитектуры и истории. Тут учился и рос Пушкин, бывали Карамзин, Тургенев и другие люди, о которых мы знаем из учебников истории.
Прогуливаясь по городу, ловил себя на мысли о том, что примериваюсь к нему. Очень симпатичное место: автотранспорта почти нет. Очень чистый — прозрачный — воздух. Тишина. Птички поют. Дома — малоэтажные. Наверное, очень дорогие. Из минусов — ветрено. Очень ветрено.
Было 8 утра, музей не работал, и мы просто прогулялись по улочкам Пушкина. После грязной Уфы резко бросается в глаза чистота и порядок. Деревья — подстрижены, газоны — без черного снега и мусора.
А когда мы прилетели в Париж, то попали из марта сразу в май. Сочная зелень… Красота. Я такое раньше только на картинках видел.
2. Париж. Аэропорт Шарль де Голль. Мы ждем багажа. Вот, получаем чемодан с подарками и сувенирами для французских друзей. Вот, получаем сноуборды… Где же рюкзак с горнолыжным оборудованием? Там внутри: ботинки, куртки, шлемы, очки, маски, термобелье, перчатки, защита — все для катания. Ну и наша одежда. Все пропало. Французского языка мы не знаем. Стоим растерянные. К нам подходит сотрудник аэропорта. Интересуется, что случилось? Объясняем жестами, что пропал огромный серый рюкзак килограмм на 20. Нас ведут в специальную службу, мы пишем заявление. Звоним Гульшат, она диктует адрес, куда привезти наш багаж, когда он найдется, и мы покидаем аэропорт.
Нас встретил Стефан, муж Гульшат. Мы ехали на машине в Париж, чтобы переночевать там и утром ехать в город Межев (гора Монблан). Настроение, что и говорить, было подпорчено. Я молчал и даже забывал фотографировать. Багаж был застрахован на тысячу долларов. Это 40 тысяч рублей. Но внутри было снаряжение на гораздо большую сумму. К счастью, рюкзак был замотан в пленку. Так что я тешил себя надеждой, что багаж найдется и ничего из него не пропадет.
N.B. — Мой совет: прикрепите к вашему багажу бирочку с вашим телефоном и вашим именем.
Французские друзья нас живо расшевелили. Посыпались вопросы: что нам надо? какой размер? Стефан и Гульшат поделились своими одеждами, что-то попросили у друзей, в итоге, мы с Эльвирой стали выглядеть так.
3. Утро встретило пением птичек. Это очень удивительно: птицы в городе. Вообще, сразу бросается в глаза обилие зелени вокруг.
Я был в Германии и был поражен их дорогами. Я был в Праге и был поражен их архитектурой. Но во Франции меня поражали цветы и растения вокруг.
Гульшат сказала, что у них во дворе есть САДОВНИК. Не дворник, как в России, который убирает мусор. А садовник. Человек, который сажает растения, подстригает их, ухаживает за ними.
Это уже следующий этап развития общества. Чтобы в наших дворах вместо дворника появился садовник, мы должны сначала перестать сорить…
Цветы и растения тут — везде. Я видел клумбы у подъездов и на кольцевых перекрестках. Я видел огромные растения в горшках на балконах на самых разных этажах. Я видел цветы даже на газонах на разделительной полосе автомагистрали. Я видел дома с полностью зелеными фасадами. "Хорошая экология" — думал я. Красиво и очень радует глаз.
Самое интересное, что растений — много, а грязи совсем нет. Дерево может расти из земли, но оно будет огорожено заборчиком, чтобы земля не попадала на тротуар или проезжую часть. Некоторые кустарники высажены в горшочках. Хорошая идея — но возможна ли она в России?
И воздух! Очень чистый воздух. Париж — огромный город, соответственно, тут много автомобилей. Однако воздух в Париже гораздо чище чем в Уфе. Топливо — ЕВРО-6. Промышленные предприятия давно выведены за пределы города.
Дороги проходят под землей: тут очень много тоннелей. В итоге, город стал очень уютен для людей — для неспешных прогулок пешеходов.
4. Устройство дорог — отдельная песня. Ям тут нет. Ремонтируют вовремя, не ждут, пока образуется выбоина. Появилась трещина на асфальте — сразу заделывается. Вообще, полезно посмотреть и поучиться.
Дорога в центре всегда как бы приподнята, чтобы влага скатывалась к обочине. Вдоль обочины идет 20-сантиметровая линия из плитки. В этом месте вода уходит под землю.
Дороги узкие. Застройка — плотная. Вдоль тротуара стоят столбики. Чтобы машины не парковались на пешеходной зоне.
Парковка — на специальных стоянках. Кстати, парковка дорогая — от 2 евро в час. И не факт, что будет свободное место.
Поэтому паркинг — хороший бизнес в Париже. Каждый торговый или офисный центр строит свою подземную стоянку в несколько этажей. На улице, обычно, ставят экран, где пишут сколько свободных мест есть.
Очень много круговых развязок. Это удобно. Много тоннелей. Если перекресток, то только в одну сторону для автомобилистов висит аж 5 светофоров. Один — над перекрестком, чтобы ты видел его издалека. Справа и слева на столбе, чтобы ты видел их, подъезжая. И прямо на перекрестке на уровне глаз водителя — еще по одному с каждой стороны дороги, чтобы автомобилист в машине не задирал голову.
Пешеходные переходы оформлены так, чтобы максимально обезопасить людей. Например, при помощи таких вот заборчиков.
Продолжение следует…