У Александра Катасонова увидел одну фразу сегодня — «Город как сообщество»! Как же это точно. Как раз совпало с моим изучением городских сообществ. Что это такое? Это и группы по интересам, например мамы -Сообщество? Определенно. Водители Авто — конечно. Любители рок-музыки, спортсмены всех сортов, инвалиды, садоводы, ветераны боевых действий, жители одного двора, экологи, туристы, борцы с коррупцией, ну и так далее. Это и политические, религиозные, национальные, профессиональные объединения, но их пока выносим за скобки — фокус на молодежных или субкультурных сообществах. По сути выходит, что Aliya Aysina права, она мне сегодня сказала, что каждый горожанин входит в какое-то сообщество, просто в разной степени самоосознания и активности.
Но так все размывается. Администрации города или бизнесу не позавидуешь, даже при желании выстроить взаимодействие с городскими сообществами, сложно сформулировать, о ком конкретно идет речь. Я выдвинул гипотезу, что активные сообщества обязательно должны иметь живую группу вконтакте. Вовлек супер профи в таргетинге Раиль Габдуллин, и мы вместе сделали выборку уфимских групп массовостью более 1000 участников. Их оказалось 12 000 штук. Двенадцать тысяч. При более глубоком анализе и осмыслении мы пришли к выводу, что моя гипотеза верна лишь отчасти. Во-первых, у многих значимых для города сообществ вообще нет общих групп, например — молодые граффитчики общаются в мессенджерах и им этого хватает. Во-вторых, многие группы ВК даже при большом числе участников представляют собой просто источники информации, но этих подписчиков более ничего не связывает.
Так появился критерий — «наличие вектора». Единонаправленность действий(!), или некий запрос, которому следуют участники объединения. Например, БашДТП — паблик с сотнями тысяч подписчиков, но единонаправленного вектора действий там нет. Значит, пока вычеркиваем. Почему пока — потому-что этот вектор может появиться, но об этом поговорим в другой раз. Пока хочется понять, как выделить понятное подмножество субъектов(!) гражданского общества, с которым можно коммуницировать. Другой пример — урбанисты. Начиная с UrbanБайрам, заканчивая Живой Уфой — фильтр наличия вектора проходят легко (дайте нам современный удобный город), но у них нет структуры. Так появляется второй критерий. Все понятно с бегунами — есть лидер движения, есть общественная организация, есть даже мероприятия, проводимые уже совместно сообществом и городской администрацией. Это же можно сказать про велосипедистов, косплееров, некоторых профессиональные сообщества таких как рестораторы.
Если приложить два этих критерия к живым группам ВК, то можно выделить сообщества, структурированные и имеющие осознанные запросы, с которыми уже можно работать. Например, выделять общее в их запросах и доносить до администрации города. Но есть и другой подход. Называется сарафанное радио. Так действуют многие. Выбираются знакомые лидеры сообществ — им задается вопрос, «Назовите 5 активных городских сообществ Уфы», а потом этот вопрос адресуется этим пяти и так далее.
Я очень хочу объединить усилия активных горожан в развитии Уфы, поэтому давайте используем оба способа. Я постепенно пойду по группам ВК, а вы пожалуйста, напишите, какие городские сообщества по вашему мнению могут войти в этот список — активные и оказывающие влияние на развитие города.