Моя мысль: каждый достойный арт-объект имеет свою история, философию, смысл. Это не должны быть просто фигуры ради фигур, памятники ради памятников. Для примера расскажу, как появился один из знаковых объектов у лайфстайл-центра «Башкирия» – трактор 1920-х годов.
Напомню, что в оформлении этого торгового центра и прилегающей территории мы используем советскую эстетику. Вдохновляемся всем лучшим, что было в то время: рынками союзных республик, статуями в пионерских лагерях и парках, яркими афишами. На каком-то этапе стало понятно, что на территории будет хорошо смотреться еще и трактор 1920-х годов. Вы наверняка представляете, о каком тракторе речь. Тот самый «первый трактор в деревне» из кинохроник и фильмов. Символ богатых колхозов, хорошего урожая и ударного труда.
Вместе с Альбертом Зариповым начали поиски. Поднимали личные контакты, перевернули весь Интернет… Первый подходящий вариант нашли в Украине, но радоваться было рано. Как раз тогда там начались военные события. Власти приравняли трактор 1920-х годов чуть ли не к культурному наследию и были категорически против вывоза. А вот владелец не растерялся и предлагал нам привезти трактор как металлом, распилив на части. Мы, конечно, не могли на это пойти.
Начали искать заново, на этот раз только в России. Очень обрадовались, когда обнаружили трактор в Братске. Край не ближний – Иркутская область. Буквально в огороде стоял, хотя в свое время его использовали при строительстве Братской ГЭС. Отправили за ним «Газель»-пятитонник. Две недели дороги, сложности в банке при переводе денег, изрядная доля потраченных нервов, и в итоге трактор наконец оказался в Уфе.
Восстанавливали его ребята из технической службы лайфстайл-центра «Башкирия». Трактор был в довольно хорошем состоянии (в последний раз его заводили в 1989 году). Двигатель тоже сохранился. Мне кажется, при желании его даже можно было попробовать завести. Сейчас украшает один из входов в «Башкирию».
Вот такая история про то, что интересные объекты в городе не берутся из ниоткуда. Должна быть общая концепция пространства, идея объекта и (иногда!) немного приключений.