Про минусы бригадного подряда в драматургии
В Уфе стало столько театра, что уже есть свои провалы, свои неудачные спектакли и свои зрители которые выходят из театра с кислыми минами, но благодарят за приятный вечер.
Искусственная агония искусства – аргумент №3
Когда молодежный театр обновляет свою стилистику это хорошо. Потому как молодежи это надо и мне тоже. Ну не особо я старый брюзга. Четырех часовой спектакль «Калигула» на одном дыхании и «Три сестры в ультрачеховстайл порадовал. Потому на эксперимент под названием «Хорошо живем» не шел — бежал. Зал – битком Малый зал переполнен. Люди пришли на зрелище. Обещали «калейдоскоп историй». «На самом деле», как написано в анонсе «за бесхитростным текстом»… На самом деле текст таки бесхитростный. В буквальном смысле – без хитрости, зауми и тайны. Понятные метафоры, отсылы и символы.
Хорошо живем – лучше не можем.
Что тут не так. Вроде спектакль без занавеса. Зрители и актеры в одном пространстве. У четвертой стены – задника прекрасный квартет. Баян, курай и домра и чистые голоса и звуки. Шагит Хамматов, Гульшат Гайсина(заслуженная артистка РБ), Алтынай Хамматова, Лейсан Миннигалеева, Лилия Искужина.
Ох, как здорово. Оба монолога – про то, как люди появились и про то, что жизнь – сад. И песни такие мелодичные, добрые, народные такие песни, про лошадку «цок-цок-цок» и прочее. Задник – стена – экран. На нем кино показывают. Сначала про такого уфимского журналиста Салавата, а потом каждого из героев на экран проецируют. Журналист вроде интервью берет, или лошадку ищет. Лошадку показали на экране, потом о ней бабай сказал, потом у бабушки спросили. Потом о ней просто забыли. Была, да убежала. Вон кучку оставила и убежала.
Зрители ждут – ждут – ждут. Вот сейчас начнется, начнется, начнется тот самый обещанный «водоворот деревенской жизни». Актеры стараются, стараются наполнить стандартные образы. Это может для Санкт-Петербурга новость, а у нас десятки раз показано и рассказано. Видели-знаем, что «Бабай» – источник мудрости с притчами и историями из голодного военного детства. Брошенная, забытая детьми старушка — Бибинур –апа и для толерантности другая старушка – Рая из Смоленщины которая заставляет Фидана стать Толей и на старости лет сыграть для заезжего журналиста роль её мужа, возлюбленного (ну чтобы как в телевизоре у Малахова).
Ещё раз Нагим Нургалин –и Василя Калмантаева – по праву заслуженные артисты Республики они стараются из картонной коробки образа все что возможно. Но коробка пуста. Как не прекрасна Любовь Никитина в своем стремлении показать каплю радости в море неудач у своей Раи, но это было, было, было. Вторичность глушит драйв, который мог бы появиться, когда Рая начинает свои безумные пляски и её частушки подхватывает хор своими прекрасными голосами.
Не появился драйв, потерялся. Зритель нервно смеялся под конец, а после танца Раи даже поаплодировал чуток. Ну а потом настало самое дурное, что может настать. Зритель у нас в Благословенном городе Уфа добрый и может простить очень многое. Только обманывать не надо. Обещали каледойскоп, а показали бабая без коня и двух странных бабушек. Истории банальны и целый сонм драматургов трудившихся над спектаклем скорее беда, нежели радость.
Худшая часть спектакля – главный герой. Салават – журналист в работе одноименного актера Юлдашбаева персонаж пошлый.
Он сначала вроде даже хочет помогать найти лошадку, к концу о ней забывает и начинает опрашивать зрителей о том как хорошо они живут. Зрители медленно уходят, спрашивая друг друга «а что это было за…?»
Так не понравилось? Отчего же отлично пели, отлично играли, отлично танцевали. Для концерта лишка драматургично, для спектакля слегка мелковато. Если бы не натужная работа с залом в конце, если бы истории поинтересней, если бы динамики побольше. Весь спектакль ждешь чего-то, а ничего так и не случится агония искусства, которое в амбициях, в замахе, в потенциале и пустоте. Но у театра есть вешалка, стены, гримерки. Есть желание актеров играть, осветителей светить и звукооператоров звучать. А значит, всё ещё будет. Всё только начинается!