Нижеследующий текст не рекомендуются к прочтению тем, кто живет за пределами славной Республики Башкортостан и не знает местных реалий и специфики.
В последнее время мне кажется, что в методах управления, практикуемых у нас, все четче прослеживается один и тот же алгоритм. Мы смотрим, кто, где и что хорошего делает и пытаемся сделать это у себя. Но — и это важный момент — у нас более-менее получается повторить форму, однако с содержанием дела обстоят гораздо хуже.
Рис. 1 — Чирковая дудочка
Примеров здесь много. Скажем, мы видим, что Казань выбила для себя Универсиаду и получила под это дело много плюшек. Раз так, думаем мы, надо тоже выбить себе что-то такое, и мы тоже получим плюшки. Но поскольку Универсиада уже занята, мы можем заманить к себе только Международные детские игры и Молодежный чемпионат мира по хоккею. В результате, как выясняется, никаких плюшек за это не полагается, потратили деньги и забыли. Остался в памяти только смешной чек с нарисованной машинкой, выданный зарубежному гостю находчивым местным таксистом. В то же время нам трубили во все уши, что это эпохальное событие в мире спорта и теперь-то Уфа уже точно прославится на весь мир. На деле же все это оказалось лишь имитацией большого спортивного праздника.
Та же Казань в свое время внезапно решила отпраздновать свой тысячелетний юбилей и опять-таки собрала под это дело урожай плюшек. Хорошее дело, подумали мы, глядя на это, и решили провернуть такой же финт у себя. Как раз удачно под руку подвернулись вялотекущие археологические раскопки на въезде в город, которые вдруг показали, что Уфе вообще-то никак не меньше полутора тысяч лет. Значит, быстро подсчитали мы в уме, у нас есть шанс получить примерно в полтора раза больше плюшек. На место раскопок приезжает сам Президент республики, дает добро на создание музейного комплекса, в общем, все начинается хорошо. Разрабатывается даже проект этого музейного комплекса на целый квартал, я своими глазами видел его на выставке в Доме архитектора пару лет назад. То есть работа кипит, дело спорится, плюшки становятся все ближе. Однако, со временем все это куда-то пропадает и выходит снова, что это была лишь имитация.
Мы видели во многих местах, что строят такую хорошую штуку, как индустриальные парки и ИТ-парки. Нам говорят, что это хорошо для экономики региона, рабочие места, налоги, вот это все. Понятное дело, что нам тоже этого хочется, и мы начинаем в этом направлении работать. И сразу — успех: в присутствии самого Путина в 2010 году подписывается соглашение о создании совместного с крупной французской компанией предприятия по выпуску оборудования для гидроэлектростанций. Под это дело отводится площадка в 70 гектар, на 2013 год намечается выпуск первой продукции. Фанфары, барабанная дробь, республика вкладывает миллиард денег… На носу 2014 год, однако. Надо ли говорить, что за оставшийся месяц никакой продукции этот промышленный парк не даст. С ИТ-парком поначалу все развивалось просто стремительно. То его хотели разместить в подвале Конгресс-холла, то в каком-то НИИ на проспекте Октября. Даже название хорошее придумали, «Курай». Потом решили сделать бизнес-план… Теперь вот объявили, что в городе ему делать нечего и будет он теперь за городом, в Северном Нагаево, и там же и ученых поселим, в специально построенном научном городке (ну мы же слышали про наукограды и кремниевые долины в сельской местности, ага). Что-то мне подсказывает, что и здесь дальше имитации дело не пойдет. А молодые и перспективные пока могут воспользоваться уже готовым ИТ-парком, правда, находится он в Набережных Челнах.
Еще мы слышали, что много плюшек можно срубить на привлечении иностранных инвесторов. Специально для этого мы создали у себя благоприятный инвестиционный климат. Президент постоянно встречается с потенциальными инвесторами и каждый раз так им и говорит — мы, мол, создали здесь у нас благоприятный инвестиционный климат. Не очень понятно, правда, в чем этот благоприятный инвестиционный климат заключается, кроме налоговых льгот. Так налоговые льготы иностранным инвесторам у нас еще в девяностых годах были. На днях прочитал стенограмму встречи с главным начальником по России одной из крупнейших европейских компаний. Если это действительно полная стенограмма, то на месте этого начальника я бы бежал отсюда, не оглядываясь, и друзей бы отговорил приезжать сюда, кроме как с целью полюбоваться местной природой. Нет у нас никакого благоприятного инвестиционного климата. В Калуге он есть, у нас — одна сплошная имитация.
Можно долго продолжать, на самом деле, и не только об экономике. У нас, к примеру, удачно получилось имитировать открытость власти и вовлечение населения в процессы принятия решений. Мы ведь слышали, что это хорошо, модно и современно. С успехом проводятся, скажем, имитационные публичные слушания по проекту городского бюджета. Сам проект бюджета никто в глаза не видел, но можно прийти на слушания и внести предложение потратить несколько денег на что-нибудь полезное. Правда, внести предложение по экономии бюджетных расходов нельзя. Мало ли, предложит еще кто-нибудь запретить лэнд-крузеры, а это уже будет деструктивно. Про имитацию честных выборов можно даже и не говорить, это у нас по всей стране так. Но у нас процент правильных голосов один из самых высоких, уж что-что, а имитировать мы умеем.
Еще у нас замечательно получается имитировать работу по разработке территориальных брендов. Опять же, мы слышали, что у успешных территорий есть такая штука — бренд. Само собой, у нас это тоже должно быть. Поэтому не сидим, работаем. Перебираем мед, нефть, инопланетян, шурупы, кумыс, бирские яблоки, иглинский лук, молочную столицу. В конце концов, решаем, что все-таки шурупы. Ставим им памятник на главной улице:
Рис. 2 — Бренд Уфы (фото отсюда)
Если кто-то понимает, каким образом эти три кривых пятнистых шара помогут привлечь к нам бизнес и туристов, создать привлекательный образ города, донести какой-то месседж, то объясните. А пока я буду считать это имитацией бренда.
В общем, мы видим у кого-то паровоз, хотим, чтобы такой паровоз был и у нас, но конце концов получаем лишь что-то похожее на паровоз — оно вполне натурально пыхтит, гудит, плюется паром и даже выглядит, как настоящий паровоз. Но никуда не едет. Потому что паровоз не так просто устроен, как кажется со стороны. Либо же бывает так, что мы долго говорим о том, что мы хотим сделать свой паровоз, но в конце концов этими разговорами все и заканчивается, потому что нам надоедает и теперь мы хотим не паровоз, а кататься на лыжах, например.
Отчасти это похоже на карго-культ, распространенный среди полинезийских племен, которые строили имитацию самолетов из глины и соломы в надежде приманить настоящие самолеты, которые привезут настоящие плюшки. Поначалу я даже хотел написать текст об этом, но потом подумал, что аборигены хотя бы действительно хотели, чтобы настоящий самолет прилетел. А вот хотим ли мы этого и не исчерпывает ли сама имитация весь смысл нашей деятельности, я не уверен. Поэтому пусть пока это называется «имитационная модель развития». Так более наукообразно и не так обидно. Дальше посмотрим.