Будет лонгрид с цифрами, километрами и даже схемку вам нарисовала, извините за ее качество, я старалась))
Оч кратко предыстория и вводная часть (пишу просто, термины спец.заменяю на обиходные слова).
В феврале 2018г. природоохранная прокуратура запретила заезжать на снегоходах как самим туристам, так и завозить их турфирмам на снегоходах за границу парка — красная линия на схеме. Не только снегоходам, но вообще любой технике не парка. Если для Тюлюка (Челябинская область) это не самое критичное (до вершины остается 7,5 км), то для заходов на Иремель со стороны Башкирии это стало непреодолимым препятствием. Потребовалось больше года и в апреле 2019 были внесены изменения в положение о парке Иремель с прописанными маршрутами по которым можно перемещаться туристам на технике. Такой срок решения проблемы не волокина, а существующий порядок — выделить тропы/дороги, изучить, обосновать, сделать предложение, ктр согласовывают федерали, потом еще и наше правительство..в итоге путь бумаг длиною в год. СМИ и общественное мнение тоже тему пинали, что хочется верить некоторые моменты убыстрило)
Почему закрытый Иремель плохо.
Практически обнулило поток со стороны Башкирии, смотрим на схему — заходы со стороны Башкирии через Николаевку, Байсакалово, Новохусаинова от 30 км. туда-обратно, что доступно или спортивным туристам или туристам автономным (палатка и т.д. в рюкзаке). Убитый поток со стороны Башкирии это замороженное развитие приютов в этих деревнях (знаю конкретные примеры, когда остановили вложения/развитие), снижение потока турбаз Учалов, Белорецка, которые использовали туристы как перевалочные базы. Я прикинула оч грубо, только на снегоходах за сезон — примерно 10-15 игроков закидывало 100-200 туристов каждый, примерно минус 1800 человек для Башкирии, каждый оставлял на горе, по пути, в магазинах, на заправках, турбазах от 3000т.руб за выходные, это более 5 млн руб! Ни в одном отчете вы таких расчетов не увидите, потому что это вал и нал, его у нас не считают)
Закрытый Иремель недоступен для детей, пенсионеров, для любого кто не может пройти пешком или на лыжах 15 км. (это минимум с Тюлюка)
Почему закрытый Иремель хорошо.
Это позволило сформировать новые правила игры и контроля, теперь не заплати и едь, а заключи договор, для этого ты должен быть минимум ИП, а это налоги, деньги в ООПТ и ответственность. И не забываем, что Иремель это природный парк, его первая задача не дать всем возможность делать что хочешь, а защищать природу с развитием туризма без урона.
Пассаж про деньги и налоги)
Мы тут все любим кричать — я плачу налоги!! развивайте туризм! эй, государство, куда ты дело мои налоги! где дороги и туалет?!! #инцидентприди и покарай!) ООПТ (особо-охраняемые природные территории) функционируют на бюджетные средства, которые должны идти на природоохранную деятельность, это их главная работа, а вот то, что мы принесем им как туристы, вот только это они и могут тратить на развитие туризма, НО предварительно заплатив тоже все налоги) и на прибыль, и все отчисления. Потом из этих денег они заплатят за вывоз мусора, а вот потом что останется пойдет на благоустройство. Поэтому когда вы такие гордые и крутые проскакиваете мимо КП, или считаете дорого 80-100 р., то вы крадете у себя развитие туризма. Когда чиновники и крутышки кладут на правила и проезжают где нельзя, это неуважение к себе и Башкирии.
Давай уже конкретику! что сейчас то?
Надеюсь, уже в ближайшие дни будут подписаны первые договоры, которые позволят операторам забрасывать нас к подножью (зимой до плато, летом до кромки леса). Договора заключают только с юр.лицами, которые берут на себя ответственность за нас. Если у вас свой снегоход, перемещаться по парку вы сможете только! по разрешенным маршрутам и только с сопровождением оператора с договором. Маршрута 4, на схеме они есть. Жаль, что нет кругового, чтобы была возможность входа и выхода через разные населенные пункты. Нет, не прискакали москали с деньгами и не отжевывают маршруты и заработок у местных, чего многие опасались, договора заключают с теми же ребятами, которые возили и раньше, но у кого есть юр.лицо.
Ура что ли? Туризм будет развиваться?!
Посмотрите на схему. У Тюлюка было и есть все хорошо. А теперь смотрим на заходы со стороны Башкирии. Байсакалово, заезд с Учалов, от Учалов дорога только для подготовленных внедорожников, в сухое лето проедет паркетник или оч хороший водитель). Николаевка, заезд с Белорецка, дорога норм, но самое длинное плечо до горы. Новохусаиново, заезд с Учалов, до Кирябинки вы еще доедете, а вот оставшиеся 12 км под большим вопросом. При этом только со стороны Башкирии есть разрешенные авто-дороги, это плюс, но зачем еще турист поедет с нашей стороны, если заброс до точки входа это тоже заброс..) Что еще интересного со стороны Башкирии — исток Белой, хр.Аваляк и все чудеса Зауралья, но все равно якорь -Иремель Еще вводная — на схеме отметила Миасс, через него едет на Иремель Челябинская и Свердловская область, до Тюлюка по М5 160 км, а вот до Учалов 100 км! Дорога там не очень, но очевидно спокойней М5 и плюс на 2019 г она уже включена в план на ремонт. И вот теперь..
Ау, государство!)
Дирекция ООПТ может и будет разгребать свои конюшни, бизнес хочет, может и будет работать, но ничего нормального не получится, пока нет дорог на точек входа. Хотя бы до Новохусаинова, это всего 12 км. Каждый год поток туристов на Иремель увеличивается на 10% и вот только от государства зависит кому они повезут свои деньги. Кого тут надо тэгнуть, чтобы конкретно за эту дорогу взялись? А то наш Иремель так и не будет нашим — 90% туристов заезжают через Челябинскую область.