§4. Уфа — центр культурной жизни
Первая половина XIX века ознаменовалась в России небывалым ростом культурного развития. Значительные перемены в народном образовании, печати, науке, художественной культуре охватили не только столичные города и центральные губернии, но и так называемые национальные окраины. Бурные экономические перемены в Уфе, увеличение численности населения, превращение города в губернский центр вызывали потребность подготовки высококвалифицированных специалистов в промышленности, торговле, транспорте, управлении и т.д. Наблюдался подъем в развитии образования, открывались новые учебные заведения. Отсюда, в свою очередь, вырос уровень грамотности и образованности населения города. И, как следствие, расширялись духовные потребности горожан. Появились библиотеки, типографии, музеи, начали издаваться первые газеты. Уфа постепенно становилась крупным центром культурной жизни края.
Еще в 80-е годы XVIII века правительство провело реформу просвещения в русле политики «просвещенного абсолютизма». Учреждались школы двух ступеней: малые народные училища в составе двух классов в уездных центрах и главные училища в составе четырех классов в губернских городах. Главное народное училище в Уфе было открыто в 1789 г. Однако в 1797 г. в связи с переводом губернского центра главное училище было переведено в Оренбург, откуда, в свою очередь, в Уфу переехало малое училище. Малые училища давали начальное образование. Их учебный курс включал письмо, чтение, начальные правила русской грамматики, арифметику, чистописание, рисование и «закон божий». В декабре 1818 г. малое училище было преобразовано в Уфимское уездное училище с пятилетним сроком обучения, программа которого в целом соответствовала программе главных народных училищ. Учащиеся изучали русский язык, чистописание, географию, историю, арифметику, а также начальные сведения из геометрии, физики, естествознания.
В начале XIX века в Уфе стали открываться частные пансионы (мужские и женские), где обучались преимущественно дети дворян. Кроме того, дворяне часто получали начальное образование на дому. В эти же годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости открытия в Уфе гимназии — среднего учебного заведения со светским характером обучения. 11 октября 1828 г., после многолетних хлопот, состоялось торжественное открытие первой Уфимской гимназии
В первый класс были приняты всего 18 учащихся. Гимназия представляла собой четырехгодичное (с 1835 г. — семилетнее) учебное заведение, готовившее своих воспитанников к поступлению в университет или к гражданской службе. Программа гимназии была довольно насыщенной. Здесь преподавали русскую словесность, географию, математику, физику, законоведение, статистику, иностранные языки. К обучению принимались юноши без сословных и национальных ограничений, однако на деле в гимназию поступали в основном дети дворян и чиновников.
Крупным событием в истории народного образования Уфы стало также открытие в декабре 1860 г. казенного женского училища с шестилетним сроком обучения. В строительстве здания гимназии большую финансовую поддержку оказали почетные граждане Уфы — И.Ф. Базилевский, В.И. Видинеев, Н.К. Блохин. В первый класс поступило 25 девочек. В июне 1865 г. училище было преобразовано в Уфимскую Мариинскую женскую гимназию, находившуюся в ведомстве Министерства народного просвещения. Свое название она получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, покровительствовавшей женским учебным заведениям России. Гимназия располагалась в просторном добротном здании, построенном по проекту архитектора П.Рудавского (ныне там находится гимназия № 3). Для подготовки учительниц губернское земство с 1875 г. ежегодно выделяло средства для Уфимской женской гимназии.
После отмены крепостного права сеть учебных заведений в Уфе заметно выросла. Условия социально-экономического развития края требовали получения не только общеобразовательных, но и глубоких профессиональных знаний. Появлялись средние специальные учебные заведения. В 1872 г. открылась татаро-башкирская учительская школа. Курс обучения был рассчитан на 4 года и включал следующие дисциплины: русский язык, арифметику с элементами геометрии и черчения, чистописание, рисование, историю, географию, основы педагогики и дидактики, мусульманское вероучение. Воспитанников также обучали различным ремеслам (токарному, переплетному и др.).
В 1879 г. в Уфе открылось землемерное училище
Всего во второй половине XIX века в стране их было пять. В связи с заселением края и с расширением земельного рынка резко возросли межевые работы. Требовались специалисты соответствующего профиля. Социальный состав воспитанников училища был довольно пестрым, преобладали представители средних городских слоев. В конце XIX века усилиями Уфимского губернского земства были открыты две сельскохозяйственные школы (за пределами города), готовившие приказчиков и управляющих для помещичьих имений и зажиточных хозяйств. Обучались здесь в основном крестьянские дети.
Для подготовки мусульманских священнослужителей и преподавателей в 1888 г. было открыто духовное среднее учебное заведение медресе «Усмания». Оно было основано видным деятелем просвещения края Х.Усмановым и находилось при первой городской мечети. Родился Х.Усманов в 1848 г. в деревне Ибрай Стерлитамакского уезда в семье мишарского муллы, окончил медресе в Казанской губернии. Вместе со своими соратниками Усманов последовательно выступал за реформу мусульманского образования, преодоление схоластических, чисто религиозных форм обучения, проявлял заботу о составлении учебников, отвечающих требованиям современной дидактики. Здесь преподавались, кроме религиозных, и светские дисциплины, вводились новые современные формы обучения — в частности, так называемый звуковой метод вместо прежнего буквослагательного. Такие медресе впоследствии стали называть новометодными. Начальными мусульманскими учебными заведениями являлись мектебы, открывавшиеся и содержавшиеся, главным образом, за счет пожертвований.
К концу XIX века большую роль в распространении начального образования стали играть земские школы, которые содержались органами местного самоуправления. В земской школе, как правило, преподавал один учитель; отсутствовало привычное для нас деление учащихся на классы по возрасту. Земства нередко испытывали материально-финансовые трудности и были не в состоянии на должном уровне содержать школы и оплачивать работу учителей. Бывало, учителя вовсе не получали заработной платы, при этом продолжали работать, считая свой труд нравственным долгом. Земство выступило с инициативой приглашения на учительские места женщин. Раньше учителями работали преимущественно мужчины. Итак, к концу XIX столетия в развитии народного просвещения Уфы был сделан значительный шаг вперед. Обучение постепенно теряло свой прежний сословно-привилегированный характер, становилось всесословным. Расширился социальный состав учащихся. Улучшилось материальное положение многих школ. Совершенствовалась учебно-воспитательная работа. В средние школы, особенно в гимназии, пришли высококвалифицированные педагоги, имевшие университетское образование, а нередко и ученые степени. Многие талантливые учителя, такие как инспектор Уфимской классической гимназии В.Х.Хохряков, пробуждали у своих учеников интерес к науке, способствовали самостоятельности мышления и воспитывали активную жизненную позицию.
Тем не менее, система образования в городе отставала от требований времени. В Уфе, к сожалению, не было ни одного высшего учебного заведения. По показателям грамотности населения Уфа заметно отставала от большинства крупных городов страны. По данным переписи 1897 г., грамотность городского населения России составляла 45%, Уфы — только 39%.
В первой половине XIX века в Уфе появились первые библиотеки. В городе плохо обстояло дело с обеспечением населения книгами. Не было ни одной книжной лавки или магазина. С инициативой открытия библиотеки выступило городское дворянство, которое изъявило готовность «пожертвовать деньгами и книгами». 25 марта 1836 г. состоялось открытие первой публичной библиотеки в Уфе. Разместилась она в Дворянском доме, библиотекарем назначили секретаря местного дворянства.
Существовали библиотеки и при учебных заведениях — при гимназиях, училищах, семинарии. В 1864 г. появилась библиотека губернского статистического комитета. Ее фонд быстро рос и к 1890 г. составил почти 4 тысячи книг.
В 1868 г. была учреждена публичная частная библиотека известного книготорговца Н.Блохина, которая функционировала при его книжном магазине. В библиотеке имелся читальный зал. Кроме множества разнообразных книг и брошюр, регулярно выписывались наиболее известные периодические издания тех лет — «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Современник» и др. В конце ХIХ в. Уфимская городская дума открыла платную общественную библиотеку, насчитывавшую 3500 томов книг. Повсеместно открывались и частные платные библиотеки, где, уплатив за абонемент 6-10 руб., можно было взять книги на дом.
Долгое время в Уфе не было ни одного музея. Первый городской музей был создан благодаря усилиям секретаря Статистического комитета Н.Гурвича и его коллег К.Буха и А.Иваницкого. Именно они на общем собрании комитета выступили с предложением создать в городе музей и получили поддержку губернатора Г.Аксакова.
Николай Александрович Гурвич (1828-1914 гг.) — человек незаурядной энергии и эрудиции, с момента образования Уфимской губернии в 1865 г. возглавлял Уфимский губернский статистический комитет, организовал перепись населения в крае, позволившую собрать уникальный и ценнейший материал о социально-экономическом развитии города. Н.Гурвич опубликовал десятки работ по истории, этнографии, статистике, экономике, демографии, внося заметный вклад в науку XIX века. В 1865-1897 гг. он работал редактором неофициальной части газеты «Уфимские губернские ведомости», собрав за эти годы богатейший краеведческий материал. Первоначально расположить музей предполагалось в здании мужской гимназии. Однако устроители нашли целесообразным подготовить для него отдельное здание. Им стала бывшая гауптвахта Уфимского гарнизона, которую с трудом реконструировали на средства меценатов (ул. Пушкина).
Официально Уфимский губернский музей открылся летом 1886 года в дни празднования 300-летнего юбилея основания Уфы
Особенно значительными были нумизматическая и минералогическая коллекции музея. Накапливались также экспонаты для горнозаводского, лесохозяйственного, зоологического, палеонтологического, археологического и других разделов музея. Горожане и гости Уфы с большим интересом посещали музей.
Издательское дело зародилось в Уфе в 1801 году, когда открылась типография при Оренбургском губернском правлении, печатавшая официальные документы местной администрации. С 1838 г. вышла в свет газета «Оренбургские губернские ведомости», а с 1865 г., с момента образования Уфимской губернии, — «Уфимские губернские ведомости». Первоначально печатались лишь материалы официального характера, позже, с 1843г., появилась информация о текущих событиях, выходили статьи об истории, природе и экономике края. Первым редактором газеты стал смотритель уездного училища И.П.Сосфенов. Газета выходила один раз в неделю небольшим тиражом. 6 марта 1874 г. открылась Печатня упомянутого выше купца Н.К.Блохина, ставшая первой частной типографией города. Здесь был налажен выпуск первой в городе частной газеты «Уфимский листок объявлений и извещений», выходивший еженедельно с 1872-1911 гг.
Издательское дело сыграло важную роль в развитии краеведения. Широкий общественный резонанс вызвали исторические очерки известного уфимского исследователя (судьи по профессии) В.С.Юматова. Изучив доступные ему материалы, он одним из первых историков пришел к выводу, что Уфа была основана в 1574 г. по просьбе башкир. Кроме того, исследователь писал о добровольном характере вхождения башкирских земель в состав Русского государства. Другой известный краевед, учитель духовной семинарии В.С.Зефиров подробно описывал жизнь, обычаи и занятия коренных жителей края.
Городу Уфе и Башкирии посвящены самые крупные произведения уроженца нашего города, выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Его детские годы прошли в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Он сумел превосходно отразить в своих произведениях красоты башкирской природы, глубоко и реалистично передать нравы и образ жизни жителей Уфы конца XVIII – начала XIX веков. Родному краю писатель посвятил две свои знаменитые трилогии — охотничью («Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах») и автобиографическую («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания»). Литературные критики ХIХ в. единодушно отмечали высокие художественные достоинства аксаковских произведений, их достоверность и глубину.
После кончины писателя в Уфе неоднократно отмечали дни его памяти. В 1891 г. прошли торжества, посвященные его 100-летию. Городские власти и общественность решили увековечить имя Аксакова, назвав им улицу и библиотеку, а также установить памятник писателю. В 1909 г., в год 50-летия смерти Сергея Тимофеевича, при непосредственном участии уфимского губернатора А.С.Ключарева было принято решение соорудить в городе «Аксаковский Народный дом» (здание театра оперы и балета).
Двухсотлетие со дня рождения писателя широко отмечалось не только в Уфе, но и далеко за ее пределами. 1991 год был объявлен ЮНЕСКо годом С.Т.Аксакова. Один из самых тихих и уютных парков города, носивший имя А.В.Луначарского, был переименован в сад С.Т.Аксакова, недалеко от которого — на «Софьюшкиной аллее» — разместился Музей С.Т.Аксакова.
В 1859 г. в уфимской типографии был отпечатан капитальный труд преподавателя духовной семинарии В.М.Черемшанского «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях», содержащий богатейший материал по географии, истории, этнографии, экономике, просвещению края.
Неоценимый вклад в изучение края внес выдающийся исследователь Р.Г.Игнатьев. В его трудах раскрываются материалы о происхождении башкир, освоении края, событиях Крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева, судьбе Салавата Юлаева.
Известный публицист и ученый Н.В.Ремезов, в юности работающий землемером в Уфимском губернском по крестьянским делам присутствии, участвуя в межевых делах, хорошо изучил Башкирию и собрал богатый материал о положении крестьянства, о разного рода земельных махинациях властей. Ученый с тревогой отмечал, что даже «за границею сложилась поговорка, что в Уфимской губернии клали в карманы целыми провинциями».
Особое место в культурной жизни пореформенной Уфы занимает творчество башкирского писателя, ученого и общественного деятеля Мухаметсалима Уметбаева. Он настойчиво говорил о необходимости широкого развития просвещения, изучения светских наук, русского языка. Непременным условием для успеха школьного образования он считал введение обучения на родном языке и изучения «европейских наук». Важную роль в распространении просвещения Уметбаев отводил изданию книг и газет на местных языках. Ученый также осознавал значимость и необходимость изучения истории родного края, а также традиций и культуры населявших его народов. М.Уметбаев одним из первых начал собирать и исследовать шежере — записи о родословной башкирских племен и родов. За выдающиеся заслуги в 1883 году ученый был избран членом Оренбургского отдела Русского Географического общества.
Глубокое, основанное на документальных источниках изучение истории и культуры народов Урала одним из первых предпринял крупный ученый и исламский богослов, писатель и общественный деятель Ризаитдин Фахретдинов. Он проживал в Уфе в конце XIX века, с 1891 года служил в Оренбургском Магометанском Духовном собрании. Именно здесь он начал работу над самым главным из своих трудов — «Асар» (можно перевести как «Памятки», «Памятники», «Следы»). Этот многотомный фундаментальный труд посвящен наследию выдающихся деятелей культуры, просвещения и науки народов Востока. Пристальное внимание Р. Фахретдинов уделял вопросам педагогики. Как и многие другие просветители тех лет, ученый выступал за создание школ с преподаванием на родном языке, за усиление нравственных начал в воспитании. Еще в молодости, работая учителем, он боролся против устаревших, религиозно-догматических форм обучения в школе.
Во второй половине XIX века архитектурный облик Уфы воплотил в себе перемены, связанные с возрастанием роли города как крупного торгово-промышленного центра. Преобладала гражданская архитектура. Наиболее распространенным типом строений были деревянные дома усадебного типа. Типичным для Уфы был деревянный особняк с тремя-четырьмя окнами на улицу и невысоким мезонином, надстройкой над серединой дома. Фасад и окна особняка украшали деревянной резьбой.
Увеличивалось количество каменных сооружений. В 1856 г. на Центральной улице было построено здание Депутатского дворянского собрания (ныне корпус Уфимской академии искусств) по проекту архитектора А.А.Гопиуса. Интерьер здания отличался богатым декоративным убранством. Фасад украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Именно здесь состоялся дебют Федора Шаляпина, принесший певцу первый большой успех. Богатыми особняками застраивалась улица Бекетовская (впоследствии ул. Социалистическая, ныне — Мустая Карима).
Продолжали строиться и культовые сооружения, в частности — Преображенская, Сергиевская, Крестовоздвиженская церкви и др.
Значительное развитие в городе получило театральное искусство. Еще с конца XVIII века в Уфе стали проходить театральные представления. Впервые с классической русской драматургией уфимцы познакомились в 1841 г., во время гастролей профессиональной труппы известного антрепренера Н.Соколова. В репертуар труппы входили водевили Д.Ленского, Ф.Кони, А.Шаховского, несколько опер. При труппе состоял небольшой оркестр. В операх музыкальные номера чередовались с речитативами, а хоры и оркестры — с драматическими сценами. Большим успехом у зрителей пользовался гоголевский «Ревизор».
Первое деревянное помещение зимнего театра в три яруса с бельэтажем, ложами и галереей было построено в 1861 г. Пожертвования на строительство собирали по инициативе жены С.Т.Аксакова Софьи Александровны. Здание театра принадлежало женской гимназии, воспитанницы ставили здесь любительские спектакли. В 1875г. здание театра сгорело.
Открывались в городе и летние театры, где выступали преимущественно заезжие труппы и музыкальные коллективы.
Построенный в 1894 г. богатым заводовладельцем В.И.Видинеевым летний театр долгое время являлся одним из культурных центров дореволюционной Уфы.
Летом 1895 г. здесь выступала труппа Императорского Московского Малого театра, в составе которой были А.Яблочкина, К.Каратыгин, А.Грибунина, Н.Васильев и другие известные российские актеры.
Заметное место в культурной жизни города занимало музыкальное искусство. Музыканты охотно выступали на сценах уфимских театров. Традиции домашнего музицирования были не только в дворянской среде, но и в семьях рядовых горожан. В 1885 году возникло «Общество любителей пения, музыки, драматического искусства». Одним из главных его основателей выступил видный музыкант Д.П.Севастьянов. Члены общества устраивали праздничные вечера, концерты, на которых звучали оперные арии, романсы и инструментальные произведения отечественных и зарубежных композиторов. Известный историк и этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером Уфимского Военного оркестра, хормейстером, занимался композиторским творчеством (помимо этого он записывал и обрабатывал башкирские народные песни).
С Уфой тесно связано творчество видного русского композитора Алексея Николаевича Верстовского.
Его детство прошло в Голубиной слободке (ныне — ул. Пушкина) — там же, где родился С.Т.Аксаков. В Уфе начались первые композиторские и исполнительские шаги А.Верстовского. Впоследствии он уехал в Петербург, брал частные уроки у известных музыкантов, обучался в Институте инженеров путей сообщения, служил в казенных учреждениях. Однако музыка и театр «пересилили». Молодой Верстовский принимал участие в создании модных в те годы водевилей, написал целый ряд получивших широкую известность опер, песен, романсов и баллад. Композитор был близким другом Л.Алябьева, был также знаком с Пушкиным, Грибоедовым и Одоевским. На протяжении всего XIX века уфимские любители музыки непременно включали в свои концерты произведения А.Верстовского.
Тиманова Вера Викторовна родилась в Уфе 18.02.1855 г. и первой из уфимских пианистов получила мировую известность. Училась в Петербургской консерватории в 1866 г. С 1868 по 1870 гг. обучалась в высшей музыкальной школе Берлина, затем у русского пианиста А.Рубинштейна, была любимой ученицей Ференца Листа. Большую роль в становлении В.Тимановой как музыканта сыграли Л.К.Новицкий и золотопромышленник и меценат Ф.И.Базилевский.
Уфа стала «колыбелью творческой жизни» великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.
26 октября 1890 г. в летнем театре состоялось представление оперетты А.Замара «Певец из Палермо» с участием Ф.Шаляпина. 18 декабря 1890 года случилось главное событие жизни Шаляпина той поры — исполнение первой сольной партии Стольника в опере С.Монюшко «Галька». Эта знаменательная дата стала началом творческой биографии великого артиста, первой ступенью на пути восхождения к вершинам мировой славы. После первой сольной партии Федору Шаляпину был предложен бенефис. Он выбрал оперу А.Верстовского «Аскольдова могила» и блестяще исполнил вокальную партию. Впоследствии, когда певец выступал на сцене знаменитого итальянского оперного театра Ла Скала, он вспоминал, что его охватило такое же волнение, как на первом дебюте в Уфе.
2 марта 1891 г. труппой Семенова-Самарского ставился гоголевский «Ревизор». Шаляпин выступал в роли Держиморды. 6 мая 1891 г. Шаляпин исполнил партии Слуги и Мефистофеля в оперном спектакле «Демон», сцены из которого были поставлены членами Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства.
В 1891 г. после окончания театрального сезона Шаляпин в течение двух месяцев (с 29 апреля по начало июня) работал писарем в Губернской земской управе и участвовал в любительских спектаклях, которые проходили в Доме дворянского собрания.
Спустя столетие, с начала 1990-х годов стали проводиться традиционные Шаляпинские музыкальные фестивали. Возле здания Уфимской академии искусств, напротив оперного театра, установлен небольшой памятник великому певцу работы художника-монументалиста Р.Хасанова.
Изобразительное искусство Уфы связано с творчеством выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова
Он родился в 1862 г. в состоятельной уфимской купеческой семье, окончил городскую гимназию, затем обучался в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Работая по всей России и выезжая за границу, художник постоянно возвращался на родину, написал в Уфе многие портреты, пейзажи и жанровые полотна, расписывал стены и потолки упомянутой нами Сергиевской церкви. Особая атмосфера губернского города, его бурный ритм одновременно с потрясающими красотами окрестной природы способствовали складыванию особого художественного мировосприятия М.Нестерова. Философская глубина, мягкая доброта, одухотворенность и поэтический язык пронизывают полотна художника. В Уфе он написал ставшие впоследствии известными картины «Пустынник», «Видение отрока Варфоломея», «Под благовест», «Чудо» и др.
Таким образом, культурная жизнь в городе становилась все более оживленной и разнообразной. Масштабные динамичные процессы социально-экономического развития края отражались на его культурном облике. В условиях растущего капитализма требовались глубокие профессиональные знания, происходил рост народного образования, открывались новые типы учебных заведений. Возрастание уровня грамотности и образованности населения города способствовало оживлению издательского дела, появлению библиотек, музеев. С Уфой связаны жизнь и творчество многих известных деятелей литературы и искусства. Зарождались культурные традиции, складывались творческие объединения и школы. Перемены в экономике и социальных отношениях обусловливали и динамизм культурных процессов, быта, традиционных устоев. Жизнь простых горожан менялась порой настолько быстро, что вызывала некоторую растерянность и тревогу. Уходили в прошлое патриархальные традиции и устои, новые веяния как никогда уверенно завоевывали свои позиции.