Иволинский дацан

 Ом мани падме хум

Настало время историй


Бурятия (а вовсе не Калмыкия) — центр Российского буддизма. Иволгинский дацан выглядит победнее элистинского хурула, но зато берёт количеством.

Это барабаны. Если ты их крутишь, когда проходишь мимо, то считается, что читаешь мантры. Даже если они пустые, всё равно мантра прочитана. На территории дацана их 108.

А рядом с каждым барабаном есть ящик для сбора мелочи. Или просто навалены горы мелочи пополам с крупой. Рубли, цзяо, тиыны, тугрики. Грош.

Дацан — это буддистский храм. На огороженной находится туча этих дацанов и дацанов поменьше (они называются дуганы), которые все вместе, комплексно, собственно, и понимаются под понятием "Иволгинский дацан".

Сам по себе Иволгинский дацан среди остальных строений особо не выделяется, хотя почему-то впервые побывавший на территории планктон привозит фотки именно его. В то время, как на территории есть куда более яркое сооружение: дуган, в котором покоится нетленное тело, к которому пускают раз в год поклониться. Но он поменьше, не главный и в него не пускают.

1945 год, только что кончилась война, советы победили, среди героев много бурятов и Сталин, будучи в хорошем настроении, широким жестом дал добро на строительство дацана. Плевать, что у северного подножия, а не у южного, как по канонам. Сам по себе факт того, что при Сталине строились, да ещё и с его разрешения, религиозные сооружения, сам по себе сносит башню.

А потом они вошли во вкус, территория разрасталась, дуганы/дацаны строились и теперь там комплекс, который продолжает расти, как бамбук.

Монахи живут на территории. Единственное, чем это место не похоже на обычную деревню — нет заборов.

Живут скромненько и слегка по-раздолбайски. Поставить пластиковое окно под резной наличник — это ещё полдела. Но надо же ведь ещё забыть наклейку отлепить.

Уйти от мирского и от прогресса на Иволге (кстати, ударение на последний слог) не очень-то получилось.

Я думал, что они угрюмые и неразговорчивые, а они угорают на лестнице. Я думал, что они необщительные и все в мыслях о нирване, а у них айфоны. И спутниковые тарелки.

В некоторых домах идёт приём.

И вообще жизнь кипит.

Наш оператор, бурят, сказал, что к ламе (кстати, ударение на последний слог) можно обратиться по любому вопросу. На деле же бесполезно у него спрашивать что лучше выбрать между логаном и акцентом или на кого заряжать в грядущем краснодарском дерби. Все советы сводятся к покупке талисманов, прислушиваний к своему сердцу и прохождением трёх/девяти кругов (а это реально много) по территори дацана. А решения основываются на лунном календаре, звёздах и текущей астрологической обстановке.

На территорию слегка залезает борцовский стадион. Там проходит бурятская борьба (о ней расскажу позже). Вообще-то она не имеет никакого отношения к буддизму и дацану, однако кто-то влиятельный — то ли фанат, то ли бывший борец. И, как это часто бывает в России, построили, вызвав лёгкий зуд в нижней части спины у ортодоксальных буддистов.

Собственно стадион-то примитивный: поляна, окружённая трибунами. Однако есть ли ещё в России ещё подобные спортсооружения заточенные только под борьбу? Большой вопрос.

В зной под трибунами оставляют машины и пасутся коровы.

А на выходе с территории что-то вроде сувенирного рынка. Судя по всему лучше всего идёт Хии Морин — изображение воздушного коня на ткани — ни один куст не обойдён вниманием посетителей дацана. Если повесить его (там ещё дополнительные правила), то в ближайший год у тебя всё будет ***. А если ещё дополнительно освятить (дополнительная плата) — то вообще ***. Но всё равно не забывай иногда заглядывать в дацан, вяжи ещё, помогай людям, оставляй денежку на субурганах, капай водкой на дорогу. И всё равно может быть всякое.

Что же мы имеем по итогу? Крутанул барабан — прочитал мантру, правда же очень удобно? 108 барабанов — 108 мантр и вот ты уже немножко буддист. Масса ящиков для сбора мелочи. Продажа талисманов, сувениров и всякой атрибутики. В кассе Иволгинского дацана можно заказать молебен, а при входе можно купить разрешение на видеосъёмку. Есть ассортимент услуг и есть чёткий прайс. Сдача торговых площадей в аренду. В дацан не принято приходить с пустыми руками, люди несут еду, водку и сладости. Наверняка ещё организуют туры на тибет или куда там.

Это религиозный бизнес, ничем по сути своей не отличающийся от православного или мусульманского, разве что правил поменьше, полиберальнее.

А рядом с дацаном есть кафе монгольской кухни. Помните я рассказывал про множество собачек в Улан-Удэ? Тех много, но они не особо заметны в отличие от кафешных приставал. Московские попрошайки курят в сторонке.

О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса. Именно так переводятся те шесть слогов, которые знает каждый бурят. Эту фразу пишут на лобовых и задних стёклах и повторяют к месту и ни к месту. Например, когда мы слегка поломались под Гусинозёрском и машина медленно-медленно еле тянула нас в гору, наш водитель повторил мантру раз пятьдесят.

О жемчужина, сияющая в цветке лотоса.

Толкование туманно и запутано, а если начать проникать в логику конкретно этой мантры и буддизма вообще, то можно написать диссертацию по философии. Или повредить себе мозг.

А вот вам, например, газетное объявление (я читал региональную прессу). Попробуйте разобраться в нижней заметке без знания местных реалий: о чём она?

В каждой деревне, на каждой дороге, везде в Бурятии стоят субурганы — что-то вроде микродацана. Там тоже можно поклониться, оставить мелочи, завязать ленточку, побрызгать водкой. А если кто-то улетит в кювет или сломается на трассе, то в первую очередь это потому, что не задобрил… кстати кого они задабривают, я так и не въехал. Будду? Но вряд ли так делают на Тибете. Духов дороги? Но ведь это чистое шаманство. Так там и существует причудливый симбиоз двух религий, у которых много общего. Рядовые буряты в случае чего обращаются и к ламе и к шаману, кто ближе окажется.

Буддийское кладбище.

У буддистов всё просто: похоронил — и забыл. Никто не возвращается к умершим на могилы, поэтому и чёткой территории у кладбищ нет. Ниоткуда начинаются, там и кончаются. Оградки тоже не нужны. Белый цвет, кажется, цвет траура.

И так будет ещё долго.

Ом мани падмэ хум.

15 июля 2013 Туризм
Источник: http://rumata-anton.livejournal.com/95525.html

Еще новости