Приняли закон «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ». Много было высказываний по данному законопроекту, в связи с чем считаю необходимым дать разъяснение.
После внесения законопроекта в Башкортостане была создана рабочая группа, в который из депутатов Госдумы вошли З.Я.Рахматуллина и я.
Мы отчетливо понимали, что в таком виде законопроект не должен быть принят, поскольку изучение родных языков предусматривался в необязательной части, что могло привести к негативным последствиям. После многократных обсуждений и горячих споров, подготовили предложения от республики и депутатов от Башкортостана для внесения изменений в данный законопроект:
1. Изучение родных языков и государственного языка субъекта республики должно быть в обязательной части федеральных государственных стандартов (ФГОС).
2. Заявления родителей на изучение родного языка и государственного языка республики должны подаваться не ежегодно, а на уровень образования, то есть при поступлении ребенка в первый и пятые классы.Это позволит школам планировать заранее количество обучающихся, нагрузку учителей и не тревожить родителей лишний раз.
3.Разработать концепцию изучения родных языков в РФ для совершенствования методики преподавания, подготовки учителей, учебников на родных языках, их лицензирования.
4. Исключить предложения об изучении родных языков с учетом потребностей родителей учеников, что могло привести к тому, что школа получив заявление об изучении языка, например, эстонского, не сможет организовать его изучение, поскольку ни учебников, ни учителей по данному языку у них нет, а по закону будут обязаны.
Все эти предложения были обсуждены в Госдуме и были рекомендованы к принятию.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении было подтверждено, что предложения будут внесены в законопроект, в связи с чем мы — депутаты от Башкортостана проголосовали за принятие. 19 июля эти поправки с нашим участием были рассмотрены на заседании комитета по образованию и были учтены в окончательном варианте законопроекта. Также заместителем министра образования РФ было сообщено, что начата работа по концепции преподавания родных языков, для чего создана рабочая группа.
Кроме этого по инициативе партии «Единая Россия» предполагается создание фонда поддержки родных языков, цель которого оказывать содействие в изучении родных языков народов РФ, помощь в издании учебников на родных языках и их лицензированию. Соответствующие предложения направлены Госдумой в Администрацию Президента РФ и в Правительство РФ. Предполагается создание фонда Указом Президента РФ.
Ранее государственные языки республик не были включены в ФГОС и обоснованно подвергалось сомнению законность их изучения в школах.
Родные языки, в том числе русский язык как родной и государственный язык республики , входящие в обязательную часть будут выбраны родителями для изучения согласно их заявлений. Например: родитель может выбрать для изучения государственный язык Башкортостана и родной язык -башкирский , в таком случае ребенок будет изучать язык 3-4 часа в неделю. При этом методика обучения госязыка и родного разные, последний изучается более подробно. При нежелании родителей изучать башкирский язык, они могут выбрать в качестве родного языка русский или другой язык.
Закон принят, условия для изучения родных языков создаются. Многое зависит от родителей, которые должны воспитывать своих детей в любви к родной культуре и родному языку. Школа должна дополнять, углублять полученные в семье навыки.
Мои дети родились в Уфе, учатся в городской гимназии и свободно разговаривают на родном башкирском. Не совсем понятно, когда некоторые пишут, что мы — депутаты против изучения родного языка, и при этом сами и их дети не знают родного языка. Может задать самому себе вопрос, что ты лично сделал для сохранения языка?
Написал много, надеюсь, что все разъяснил и у большинства после прочтения не будет вопросов.