Как мы пытались попасть учиться в башкирскую школу

Немного предыстории.
Мой отец родился и вырос в башкирской деревне Кужанак Зианчуринского района РБ – это самая южная точка Республики Башкортостан и Уральских гор. Он заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан, член Союза журналистов РФ и РБ, лауреат премии имени Шагита Худайбердина. В начале 1990-х годов был создателем и первым руководителем пресс-служб Правительства и Президента Республики Башкортостан. Ныне – он главный редактор информационного агентства «Башинформ». Будучи профессиональным филологом, в свободное время занимается художественным переводом башкирских писателей на русский язык.
Моя мать тоже родилась и выросла в башкирской деревне Малаево Кармаскалинского района РБ. С 2008 по 2015 годы она занимала должность заместителя министра здравоохранения Республики Башкортостан. В 2006 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Республики Башкортостан», была награждена почетными грамотами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Правительства РБ. Является соавтором пособия для родителей «Сәләмәт бала. Здоровый ребенок» на башкирском и русском языках, которое вручается вместе с подарочным набором новорожденному в родильных отделениях республики. Умерла летом 2019 г. от рака.
Мою жену зовут Гульназ. Её родители в 1990-ых покинули Башкортостан в поисках лучшей жизни и долгое время жили в Ханты-Мансийском автономном округе. Поэтому она плохо знает свой родной язык.
Сам я с 1987 по 1998 гг. отучился в башкирской гимназии №20 в г. Уфе и окончил её на золотую медаль. Моей первой учительницей была Флюра Губайтовна, жена того самого учёного-фольклориста профессора Ахмета Сулейманова.
12 лет я преподавал в БашГУ на философском факультете. Сейчас работаю в Институте истории, языка и литературы УФИЦ РАН. Являюсь автором более 100 научных трудов, в том числе по проблемам цифровизации башкирского языка. С начала 2000-ых и по сей день занимаюсь оцифровкой книг: https://vk.com/board41267414
В общей сложности мной было отсканировано и выложено в свободный доступ около 3 тыс. книг на башкирском языке. Мы создавали также аудио-библиотеку на башкирском языке, в том числе для детей: https://vk.com/bashaudiokitap

Также по сей день я занимался созданием электронного башкирского словаря для смартфонов: https://v2.glosbe.com/ru/ba/

На данный момент там около 300 тыс. словоформ, это самый крупный словарь среди языков народов РФ.

Наш сын родился в 2013 г. летом, мы назвали его Акрамом. Мы живем в микрорайоне Юрюзань г. Уфы на ул. Высотной. Когда Акраму исполнилось 5 лет мы записали его на подготовишку в башкирскую школу № 158, которая расположена не так далеко, в шаговой доступности от нашего дома, но потом решили начать ходить всё же в 6 лет. Исправно проходили год. Всё это время мы посещали и частный детский сад «Дуслык», находящийся в здании самой гимназии (http://xn--d1amcxj4c.xn--80aa2abfodnqc1e7a6c.xn--80asehdb/
).

1 февраля 2020 г. в день начала всеобщей подачи заявлений в 1-ый класс случилось неожиданное, как гром среди ясного неба.
Утром мы подали заявление в числе первых и уже после обеда к нам поступил звонок от нашего учителя. Педагог начала отговаривать от поступления в эту школу, ссылаясь на замкнутость самого ребенка. Предлагалось отдать его в школу № 22 по месту нашего жительства, т.к. там уровень требований не так высок. Или поступать на следующий год, когда нам исполнится 8 лет. Было сказано также о психолого-медико-педагогической комиссии, которая может поставить ребенку диагноз «задержка психического развития» и оставить на второй год. Напомню, что ребенок целый год посещал в этой школе и у этой учительницы платные подготовительные дошкольные занятия и никаких сомнений до этого дня в его полноценности не было. Скольким родителям ещё поступило подобного рода звонков нам не известно.
Наш ребенок действительно очень закрытый с неблизкими взрослыми, но в садике, на кружках, с братьями и проч. он общается самым обычным образом.
Мы водили его к разным психологам и иным специалистам, у всех был вывод один – это самый обычный мальчик, просто очень стеснительный. В башкирском языке есть много слов, означающих такое качество: оялсан, тыйнаҡ, тартыныусан, баҫалҡы, ипле, баҙау, уңайһыҙланыусан, инсафлы, тотанаҡлы, әрле и т.д.

Башкирская гимназия № 158 имени Мустая Карима была открыта в 2006 г. «по многочисленным обращениям общественных организаций и граждан, желающих реализовать право обучать своих детей на родном (нерусском) языке». Гимназия не имеет территориального закрепления и является единственной башкирской школой на весь Кировский район столицы Республики с 163 тыс. проживающего населения. Совсем недалеко по ул. Габдуллы Амантая, 11 располагается Лицей № 161, открытый в конце 2017 г. и считающийся чуть ли не самой просторной школой в республике.
Согласно официальному сайту 158-ой школы, в 2020-2021 учебном году в гимназии будет открыто 4 первых класса для 100 обучающихся. Количество мест для приема – строго 100. При этом только на подготовительные дошкольные занятия ходило 150 человек, и даже там классы были переполнены детьми по 35 человек и больше.

Таким образом, мы имеем дело с переполненностью начальных классов в БГ №158 и попыткой руководства гимназии любыми способами сократить число желающих учиться там.
И профессионализм учителей начальных классов, которые будто бы не могут найти подход к некоторым детям, здесь, скорее всего, не при чём.
А, быть может, нужно в самом деле быть какими-то идеально-евгеническими башкирами, чтобы соответствовать высокому званию башкирской гимназии. И может дело не в нехватке мест, а с ребенком действительно что-то не так, мы же слишком сильно любим его и не видим этого. Или может они просто выбрали не ту семью для выбытия.
Друзья, коллеги и просто сочувствующие советуют, раз в этой школе нам не рады, попробовать отдать ребенка в 20-ую башкирскую гимназию имени Фатимы Мустафиной, что на Центральном рынке в г. Уфе. Но это слишком далеко от нас пробираться туда каждый день по утренним пробкам, а потом, как подрастет, ребенку самому оттуда ездить на общественном транспорте домой. Да и там желающих учиться, уверены, не меньше и есть конкурс.
Тёща, учитель начальных классов и воспитатель высшей категории с 35-летним стажем, предлагает прописать ребенка у неё и отдать в обычную школу возле них, так многие делают. И мы, скорее всего, поступим так же, потому что все позитивные отношения с коллективом гимназии, куда мы хотели, уже испорчены. Все мосты для нас этим постом сожжены.
После всех этих школьных перипетий, переживаний и выяснений отношений с учителями, у моей супруги, да и у меня тоже, появилось какое-то нехорошее чувство разочарования, предательства и непоправимой безысходности. Тоже захотелось продать всё к чёрту и уехать куда-нибудь жить, где море и тепло, в какое-нибудь иное тюркское государство.

2020 год объявлен Годом башкирского языка в Республике Башкортостан. Предложение Всемирного курултая башкир одобрил Глава республики Радий Хабиров. У меня простой вопрос к Министерству образования и в целом к Руководству Республики Башкортостан. Если рождаемость в Уфе в 2013 г. была большой, если башкирских школ не много, если действительно в них не хватает мест для всех желающих, если из-за этого приходится прибегать к таким вот методам отсева, почему бы не открыть дополнительные классы для детей тех городских башкир, которые пока не очень хорошо знают башкирский, но хотели бы его изучать и иметь соответствующую среду воспитания? Неужели это такая уж нерешаемая проблема? Тем более, что, например, 158 школа сдаёт свои помещения частным организациям – тот же детсад «Дуслык», в котором, к слову сказать, нет ничего башкирского.

Мне уже больше не хочется делать по вечерам мой башкирский словарь, добавлять туда новые словосочетания, примеры употребления, образцы произношения, иллюстрации и проч. Я делал его во многом ради своего сына, чтобы он мог пользоваться им, учиться на своём родном языке среди таких же как он башкирских детей, иметь друзей. Теперь всё это уже стало не нужно. Обидно, да, но что с того.

P.S. Когда я был маленький, примерно как мой сынишка сейчас, я ходил на кружок в школе и научился играть на курае. Әҙһәм ағай Искужин делал их нам из полиэтиленовых гимнастических трубчатых обручей, которыми мы дрались, как фехтовальщики. Самое главное в этом деле – это сперва в самом начале научится извлекать звук, а дальше уже дело техники, нужно только научится извлекать звук…

3 февраля 2020 Образование Общество
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2709005365...

Еще новости